№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Энергия мечты
К 120-летию со дня рождения Николая Ивановича Петрова

Встреча Советской делегации на аэродроме в США. В центре, справа – посол СССР в США Добрынин А.Ф., слева – Петров Н.И. 1944 г.

В 2018 г. исполняется 120 лет со дня рождения одному из первых организаторов и научному руководителю исследовательских работ в области авиационного и ракетного оборудования, генерал-майору инженерно-авиационной службы Николаю Ивановичу Петрову.

Владимир МЕДВЕДЕВ

Петров Н.И. – выпускник Комиссаровского технического училища. 1917 г.

Николай Иванович Петров родился 23 апреля 1898 г. в Москве, в многодетной семье служащего. Весной 1917 г. после окончания московского Комиссаровского технического училища, Николай Иванович был мобилизован и направлен в Техническое артиллерийское училище в Петрограде, которое и окончил осенью 1917 г. По распределению назначен артиллерийским техником в один из артдивизионов Западного фронта. После мобилизации в Красную Армию поступил на службу техником во вновь сформированный артиллерийский дивизион Рогожско-Симоновского района. Принимал участие в Гражданской войне, был ранен. В конце 1919 г. командирован в Москву в Высшую военную электротехническую школу, которая впоследствии была реорганизована в Военную электротехническую академию им. Буденного. По окончании академии с осени 1924 г. и до конца 1938 г. работал в Научно-исследовательском институте ВВС Красной Армии, пройдя путь от инженера-конструктора до одного из руководителей института. В 1938 г. перешел на преподавательскую работу в Военно-воздушную академию им. Жуковского.

Николай Иванович неоднократно участвовал в международных научно-технических мероприятиях: в 1935 г. в Германии выступал на светотехнической конференции, в 1936 г. организовал работу нашей делегации на международной выставке по авиации во Франции. В 1944 г. руководил поездкой в США делегации из СССР на конференцию по проблемам поставок продукции и развития гражданской авиации. По обмену опытом посещал завод «Белл эйркрафт», который производил знаменитые истребители «Аэрокобра» (P-39Q Airacobra).

В начале 1940 г. Николай Иванович назначен постоянным членом Научно-технического комитета Военно-воздушных сил. Приказом Народного комиссариата обороны в счет «1000» – состоял в кадровом резерве офицеров РККА, откомандированных в распоряжение Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП). Назначен на должность заместителя начальника 7 Главного управления НКАП для руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по самолетному оборудованию и агрегатам. В 7 Главное управление по опытному строительству входили важнейшие научно-исследовательские институты и ОКБ в системе НКАП. Петров Н.И. провел большую работу по созданию конструкторских бюро, разработке новых образцов оборудования, агрегатов и внедрения их в серийное производство.

Петров Н.И. в качестве члена советской делегации на Потсдамской конференции. Берлин, 1945 г.

В конце 1942 г. приказом по НКАП полковник Петров Н.И. назначен директором НИИ-12 (Научно-исследовательского института авиационного приборостроения) с заданием реорганизовать его в Институт самолетного оборудования (НИСО). Талантливый организатор, научный деятель и опытный инженер, имея большой теоретический и практический опыт, Петров Н.И. за короткое время сумел коренным образом перестроить НИИ-12 и создать на его основе научно-исследовательский центр, обеспечивающий техническое регулирование комплексных задач развития всего самолетного оборудования всех типов воздушных судов нашей страны. С самого начала своей работы начальником института, Петров Н.И. определил функционал руководимой им организации, добился определенных направлений тематики, решил задачу качественного и количественного состава специалистов. В 1943 г. был решен наиболее назревший вопрос со служебными помещениями института и организовано оснащение новейшим, в том числе уникальным, оборудованием лабораторий. В задачи института стали входить системные исследования и поиск технических решений при создании новых приборов и проведении НИОКР по решению наиболее актуальных проблем самолетного оборудования: пилотажно-навигационных приборов, моторных приборов, радио- и локационного оборудования, электро- и светотехнического оборудования, противообледенительных и противопожарных устройств, защиты самолетного оборудования от вибраций, кислородного оборудования и герметичных кабин, специальных авиационных материалов, монтажа и размещения оборудования на самолетах и его унификации, создания измерительной аппаратуры. Институт оказывал всестороннюю техническую помощь заводам, ОКБ и воинским частям по вопросам самолетного оборудования. Большое внимание Николай Иванович уделял воспитанию и подготовке научно-исследовательских кадров, работающих в области самолетного оборудования.

В период Великой Отечественной войны Петров Н.И. непосредственно руководил внедрением новых образцов самолетного оборудования на предприятиях авиационной промышленности и непосредственно на фронтах. Находясь в действующей армии, проводил особо важную работу по улучшению радиосвязи самолетов истребительной и штурмовой авиации, что сыграло огромную роль для достижения превосходства наших военно-воздушных сил над врагом.

Лауреаты Государственной премии после награждения. Слева направо: Масленников В.А., Рязанцев Н.Д., Петров Н.И., Почтарь Н.А.

Николай Иванович Петров, сочетая техническое и военное образование, являясь выдающимся специалистом по созданию приборного оборудования, постоянно привлекал к работе высококвалифицированные кадры – известных ученых и выдающихся инженеров, что позволило заложить в стенах института фундамент научных и производственных школ, практических направлений развития техники и технологий навигации, беспилотной авиации, ракетостроения, вооружения и военной техники.

Н.И. Петров на заводе «Аэрокобра».

В годы войны Петров Н.И. руководил созданием бортового оборудования для первого самолета с жидкостным ракетным двигателем «БИ-1». В 1944 г., в ответ на боевое применение противником «Фау-1», под руководством Петрова Н.И. были успешно решены поставленные перед институтом задачи по созданию аппаратуры управления нового вида оружия – беспилотной боевой техники – отечественного самолета-снаряда «10Х». Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 30 апреля 1943 г. Н.И. Петрову было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы».

С июля 1945 г. НКАП возложил на НИСО руководство работами по созданию самолетного оборудования для тяжелого бомбардировщика «Ту-4». Эта сложнейшая техническая задача, связанная с решением большого количества совершенно новых вопросов для нашей промышленности, заняла ведущее место в работе НИСО и потребовала усилий всего коллектива института. Благодаря исключительным организаторским качествам Петрова Н.И. удалось в кратчайшие сроки реализовать комплекс запланированных разработок.

Весной 1945 г. Николай Иванович Петров возглавлял комиссию Наркомата авиационной промышленности по обследованию Германского реактивного научно-исследовательского института ракетного вооружения в Пенемюнде. В составе этой комиссии работали начальник НИИ-1, профессор Генрих Наумович Абрамович, будущий заместитель главного конструктора ОКБ-1 по системам управления, академик Борис Евсеевич Черток и многие другие. Итогом работы комиссии стало изучение снарядов, а также некоторых чертежей, которые в будущем позволили уточнить устройство и действие немецких ракетных снарядов, а также установить тенденции в их развитии и учесть опыт их разработки.

После обследования, проведенного группой Н.И. Петрова, было принято постановление Государственного комитета обороны СССР о начале работ специальной технической комиссии, состоящей из специалистов учреждений, работающих по ракетной тематике. Это стало началом работ в СССР по разработке ракетной, а в будущем и космической техники.

Большая и сложная работа была проведена Николаем Ивановичем по созданию отечественных беспилотных самолетов, что, несомненно, являлось крупным достижением авиационной науки и техники. Коллективом возглавляемого им института были созданы оригинальные отечественные системы автоматической посадки и взлета и успешно решены задачи полной автоматизации управления беспилотным самолетом с воздушного и наземного пунктов управления.

Петров Н.И. – страстный любитель шахмат.

Петров Н.И. на летных испытаниях беспилотного самолета «Як-9В». Джанкой, 1949 г.

За успешную и безупречную службу и за выдающиеся успехи в области научно-исследовательских работ в авиационной промышленности Петрову Н.И. было присвоено звание лауреата Государственной премии, он был награжден двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За оборону Москвы» и др.

Из воспоминаний о Петрове Н.И. его дочери Марины Николаевны Сорокиной (Петровой):

«Отец обладал жестким характером. Был строг и требователен. Вместе с тем, он был жизнерадостным человеком, любил шутку и сам часто шутил. К сотрудникам института относился с большим уважением. Если устраивал кому-то «разнос», то никогда не позволял себе грубости или неуважения. У коллектива института пользовался большим авторитетом, уважением и любовью. А женщины его просто обожали. Отец всегда активно участвовал в общественной жизни института, вникал в бытовые нужды сотрудников и отзывался на их просьбы. При нем начал действовать пионерский лагерь и в Бутове заработал детский сад. Несмотря на свою занятость, отец был увлекающимся человеком и к предмету своих увлечений всегда относился серьезно, досконально изучая вопрос. Он любил и неплохо играл в шахматы. У него были свои маленькие шахматы – небольшая коробочка 10x10 см, с которой он почти не расставался. Любил хорошие книги и знал почти все букинистические магазины Москвы. Его любимым писателем был Салтыков-Щедрин М.Е. Последние годы отец часто болел. Сказалась напряженная и тревожная жизнь. Но он все равно продолжал работать. В то время институт занимался важными разработками совместно с Чаломеем. Работы велись в Крыму, и отец постоянно находился там, со всеми».

 

Владимир Михайлович МЕДВЕДЕВ – генеральный директор АО «ГосНИИП»


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100