№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Система ПВО С-300ПМУ2 в Сирии: что дальше?
Единая АСУ позволит сирийской ПВО при необходимости в режиме «прямой линии» получать информацию о российских самолетах в воздухе

Директор Музея войск ПВО Юрий КНУТОВ рассказал журналу «Национальная оборона» об истории противостояния израильской авиации и советских зенитных ракетных комплексов в Сирии и в других горячих точках времен «холодной войны». В связи с обострением конфронтации в небе Сирии, где был потерян российский самолет Ил-20, а также в связи с поставкой Дамаску ЗРС С-300ПМУ2 опыт предыдущих конфликтов становится весьма актуальным.

Интервью

Иван КАРЕВ

— Юрий Альбертович, Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин принял решение о поставке в Сирию зенитной ракетной системы С-300ПМУ2. С чем связан этот шаг?

— 17 сентября 2018 года сирийская зенитная ракета типа 5В28Э зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-200ВЭ сбила российский самолет Ил-20. Трагедия произошла сразу же после подписания соглашения между Россией и Турцией о мирном урегулировании в сирийской провинции Идлиб. Этот район переполнен террористами разных мастей, и Дамаск хотел вскрыть опасный нарыв военным путем. Но из Сочи пришла новость, что президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган договорились о мирном урегулировании, казалось бы, неразрешимого путем переговоров конфликта. Уничтожение сирийцами самолета Ил-20 должно было выглядеть так, как будто Дамаск отомстил Москве за договоренности со Стамбулом. Таким образом, с большой долей вероятности можно говорить о том, что трагедия в сирийском небе являлась тщательно просчитанной провокацией. Однако если с технической точки зрения расчет оказался верным, то с политической – нет. Минобороны России сразу же выступило с заявлением, обвинив израильские ВВС в искусственно созданной ситуации, которая привела к поражению российского Ил-20 сирийской зенитной ракетой.

— Чем отличается зенитная ракетная система С-300ПМУ2 от С-200ВЭ?

— Основное предназначение комплекса С-200ВЭ – борьба со стратегическими бомбардировщиками-носителями ядерного оружия, самолетами ДРЛОиН и постановщиками активных помех. В этой системе впервые применен радиолокатор непрерывного излучения и ракета с полуактивной головкой самонаведения (ГСН). Высокопотенциальный радиолокатор подсвета цели (РПЦ) с частотной и фазо-кодовой модуляцией (манипуляцией) сигнала, используемой для селекции цели по дальности, обеспечивает станции высокую помехозащищенность. ЗРК С-200ВЭ может обстреливать цели на высотах до 40 км. Дальность поражения достигает 240 км. Максимальная скорость поражаемых целей составляет 1200 м/с (4300 км/ч). Один комплекс С-200ВЭ может сопровождать только одну цель и наводить на нее до двух ракет. Эффективная площадь рассеивания цели составляет 0,3 м2. Минимальная высота поражения – 300 м. Поэтому ЗРК С-200ВЭ малоэффективен при стрельбе по крылатым ракетам, которые преодолевают ПВО на предельно малых высотах и имеют небольшую площадь рассеивания (отражающую поверхность). Старт ракеты 5В28Э – наклонный с постоянным углом возвышения пусковой установки, которая наводится по азимуту. Ракета оснащена жидкостной двигательной установкой с четырьмя твердотопливными ускорителями. Для хранения, сборки, подготовки и проверки ЗУР необходим отдельный технический дивизион. С-200ВЭ относится к перевозимым комплексам. На практике для его свертывания или развертывания нужны сутки.

Пусковая установка 5П72В с ракетой В-880В ЗРС С-200ВЭ.

С-300ПМУ2 – это ЗРС нового поколения. Она предназначена для поражения аэродинамических целей всех типов, включая крылатые ракеты. Ее отличает высокий уровень автоматизации. В этой ЗРС использован радиолокатор подсвета и наведения на основе фазированной антенной решетки. Для повышения точности стрельбы и предотвращения захвата ложной цели осуществляется принцип наведения через ракету (track-via-missile). В ЗРС С-300ПМУ2 широко применены цифровые технологии, обеспечивающие минимальные ошибки наведения и высокую помехозащищенность. С-300ПМУ2 может поражать цели с эффективной площадью рассеивания 0,02 м2, что в 15 раз выше, чем у С-200ВЭ. Благодаря этому система способна уничтожать нестратегические баллистические ракеты, летящие со скоростью до 2800 м/с, а также крылатые ракеты. ЗРС С-300ПМУ2 может одновременно поражать до шести аэродинамических целей, наводя на каждую из них до двух ракет. В ряде случаев одна ЗРС С-200ПМУ2 заменяет шесть ЗРК С-200ВЭ. По информации министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу система С-300ПМУ2, поставленная в Сирию, вооружена ракетами, способными поражать цель на дальности до 200 км. Минимальная высота, на которой может быть уничтожена аэродинамическая цель, составляет 10 м. Максимальная высота – 27 км. Радиальная скорость поражаемых целей составляет 2800 м/с (10000 км/ч), что в 2,3 раза выше, чем у ЗРК С-200ВЭ. От ракет С-300ПМУ2 трудно уклониться с помощью противоракетного маневра. Эта система обладает высокой мобильностью. Для ее свертывания и развертывания требуется 5 минут, а это означает, что после пуска ракет она может быстро сменить позицию. Благодаря этому качеству ЗРС С-300ПМУ2 незаменима для организации засад против самолетов противника. Зенитные управляемы ракеты (ЗУР) типа 48Н6Е2 находятся в транспортно-пусковых контейнерах и не требуют технического обслуживания в течение 15 лет. Старт ракеты – вертикальный, что позволяет свести к нулю время для разворота пусковой установки в направлении цели.

— Мог ли сирийский боевой расчет случайно уничтожить Ил-20?

— Произошедшая в небе Сирии трагедия – это целая серия тщательно выверенных «случайностей», следующих в строгой последовательности друг за другом. Для их реализации нужен посекундный расчет каждого действия израильских летчиков. Только в этом случае сирийцы могли так «ошибиться». Кроме того, необходимо было ввести в заблуждение российскую ПВО. Чтобы самолет-разведчик Ил-20 заранее не покинул зону операции, израильская сторона сообщила российским военным искаженную информацию о месте, по которому израильские F-16I Sufa («Гроза») планируют нанести бомбовый удар. Предупреждение о находящихся в воздухе израильских самолетах было передано российским военным буквально за минуту до самой провокации, когда вывести Ил-20 из района начинающегося противовоздушного боя уже было невозможно. Осуществить такую спецоперацию нельзя без глубокого знания особенностей работы ЗРК С-200ВЭ. Напомню, что зенитный ракетный комплекс С-200 был разработан в 1967 году и получил название «Ангара». К ноябрю 1968 года его модернизировали до уровня «Вега». Впервые эти комплексы в экспортном варианте появились в Сирии в 1983 году. Тогда по просьбе Дамаска в страну были введены два зенитных ракетных полка с советскими военнослужащими. Через год оба ЗРК были переданы сирийским военным.

Истребители F-16I Sufa ВВС?Израиля.

После начала гражданской войны в Сирии летом 2011 года зенитные ракетные полки С-200ВЭ утратили боеспособность. В период царившего в стране хаоса Израиль смог захватить и вывести на свою территорию две ракеты 5В28Э, которыми вооружен С-200ВЭ. Зенитные управляемые ракеты тщательно изучили, после чего израильскими специалистами была разработана аппаратура постановки активных помех, а также выработаны рекомендации по совершению эффективного противоракетного маневра.

В 2015 году по просьбе правительства Сирии в страну были введены ВКС России. Российские специалисты помогли восстановить материальную часть сирийских комплексов С-200ВЭ. Доподлинно известно, что 17 марта 2017 года ракета 5В28Э комплекса С-200ВЭ сбила над Ливаном один израильский F-16I.

— Можно ли сказать, что поражение российского Ил-20 произошло по вине израильских летчиков?

— Анализ действий израильских ВВС говорит о том, что операция тщательно готовилась. Российский Ил-20 барражировал (выписывал восьмерку) над провинцией Идлиб и частично над акваторией Средиземного моря перед российскими базами в Тартусе и Хмеймиме. Наверняка эти полеты совершались на регулярной основе. Израильтяне следили за Ил-20 и хорошо знали его маршрут, время вылета и посадки. ВВС Израиля подняли четверку своих истребителей F-16I с таким расчетом, чтобы они оказались на одном азимуте (направлении) с российским Ил-20 по отношению к сирийскому зенитному ракетному дивизиону С-200ВЭ.

Надо сказать, что F-16I Sufa – современная двухместная модификация американского легкого истребителя, поступившая на вооружение ВВС Израиля в 2003 году. Истребитель оснащен передовой израильской электроникой. Чтобы обмануть сирийцев, израильские самолеты летели в плотном строю. Эта тактика широко применялась американцами во Вьетнаме. Обычно четыре истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom шли в плотном строю вместе со стратегическими бомбардировщиками В-52. На экранах РЛС и СНР они выглядели как «стратосферные крепости». В ответ советские оборонщики разработали специальный режим работы СНР – «ложный пуск». В эфир шли команды управления полетом ракеты, а сама ЗУР по-прежнему оставалась на пусковой установке. У американских летчиков срабатывала станция предупреждения об облучении и наведении ракет (СПОН), звучал сигнал тревоги. «Фантомы» расходились в стороны и совершали противоракетный маневр, названный пилотами США «Танец со смертью», а у вьетнамцев появлялась возможность обстрелять настоящие В-52.

На позиции зрдн. Сирия, 1984 г.

Но вернемся к Ил-20. Вероятнее всего скорость четверки израильских самолетов была сопоставима со скоростью Ил-20. Отметка от четырех F-16I на экранах сирийских РЛС выглядела как один большой самолет, который операторы могли принять за израильский самолет-разведчик. Сирийцы произвели опознавание целей, находящихся в воздухе. Российский Ил-20, который в это время пролетал над Средиземным морем, ответил: «Я свой». Отметка от израильской четверки истребителей, воспринимавшаяся как одиночная цель, на запрос не отвечала. Сирийцы приняли решение уничтожить чужой самолет ракетами ЗРК С-200ВЭ. Боевой расчет радиолокатора подсвета цели (РПЦ) комплекса С-200ВЭ взял отметку от цели на сопровождение. РПЦ определил азимут, угол места (он же аппроксимированная высота цели), радиальную скорость и, возможно, дальность до цели. Надо сказать, что ЗРК С-200ВЭ довольно сложен в работе. Я изучал его в военном училище. Первая мысль, которая у меня тогда возникла: «Это какой же уровень подготовки должен быть у боевого расчета, чтобы не допустить ошибку во время боевой работы!». Для определения истинной дальности до цели нужно перейти из режима работы «Монохроматическое излучение» (МХИ) в режим «Фазо-кодовая манипуляция (или модуляция)» (ФКМ). Для этого требуется не менее 30 секунд, чего часто не хватает в скоротечном бою. Поэтому точно сказать, определял ли сирийский боевой расчет дальность до цели, сложно. Кстати, 4 октября 2001 года из-за того, что украинские военные на ЗРК С-200В не определили дальность до цели, ГСН ракеты еще на земле захватила вместо мишени более крупную цель – российский пассажирский самолет Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, и поразила его. Тогда погибли 78 человек.

Как только радиолокатор подсвета цели определил координаты ложной израильской цели, они были переданы через пусковую установку на ракету. Затем данные о цели поступили в полуактивную головку самонаведения, которая захватила групповую цель, выглядевшую как один самолет. После этого функция радиолокатора подсвета цели свелась только к ее подсвету. ГСН ракеты сама наводится на цель по отраженному от нее лучу. Причем чем ближе цель, тем больше точность наведения. Хорошо известно, что все израильские самолеты оборудованы СПОН. В секторе облучения радиолокатора подсвета цели у израильских летчиков сработала сигнализация. Загорелось табло, что самолет облучает РПЦ комплекса С-200ВЭ. Для совершения летчиками противоракетного маневра важную роль играет информация о старте ракеты. В зенитных ракетных комплексах с командным методом наведения ракеты на цель после старта ЗУР включается радиопередатчик команд управления полетом ракеты. Его сигналы принимает СПОН обстреливаемого самолета. Перед летчиком загорается табло, на котором указывается тип ЗРК и примерный азимут, с которого летит ракета. В комплексе С-200ВЭ команды на борт ракеты не передаются. Вероятнее всего информация о старте ракеты поступила от израильского наземного наблюдателя либо БПЛА, который мог засечь сигналы передатчика, установленного на ракете для слежения за траекторией ее полета на экранах РПЦ.

Радиолокатор подсвета цели ЗРС С-200Д.

После того как ракета 5В28Э взлетела, один из израильских истребителей F-16I совершил маневр и специально спрятался за российский Ил-20. При этом оставшиеся три израильских самолета вероятнее всего резко увеличили дистанцию между собой. В результате крупная отметка от «чужой» цели распалась, превратившись в четыре небольших отметки. В ГСН ракеты произошел срыв автосопровождения цели. В таких случаях в головке самонаведения автоматически включается режим «допоиска». Напомню, что в луче радиолокатора подсвета цели все еще находился российский Ил-20. ГСН ЗУР захватила его, и ракета поразила российский самолет. На зенитных управляемых ракетах нет системы опознавания «свой-чужой». Она имеется только на РЛС и РПЦ. Кроме того, во всех модификациях ЗРК С-200 во время полета ракеты довольно сложно «отключить» ГСН и отправить ЗУР на самоликвидацию.

Неблаговидную роль в этой истории сыграл французский военный корабль, который произвел пуски ракет как раз в тот момент, когда израильтяне подставляли российский Ил-20 под сирийскую ракету. Своими действиями он отвлек внимание российской и сирийской ПВО от ситуации вокруг Ил-20.

— То есть трагедии нельзя было избежать?

— На мой взгляд, при разработке ЗРК С-200 была допущена существенная недоработка. В 1958 году на вооружение королевских ВВС Великобритании был принят зенитный ракетный комплекс Bloodhound Mk I. Вскоре он прошел серьезную модернизацию, в результате которой в 1965 году на вооружение была принята версия под названием Bloodhound Mk II. Английский ЗРК имел дальность поражения до 85 км. Во всем остальном он был аналогичен советскому С-200. Комплекс был оснащен радиолокатором непрерывного излучения. На ракете были применены два усовершенствованных прямоточных двигателя, за счет чего скорость ракеты достигала 2,7 Маха. Но самое главное отличие новой английской ЗУР – ее оснастили полуактивной головкой самонаведения. В отличие от ЗРК С-200 в Bloodhound Mk II имелся специальный радиоканал для поддержания двухсторонней связи с ракетой во время полета. В английской ЗУР находился радиопередатчик, который передавал всю информацию с головки самонаведения на наземную станцию. Специальный оператор отслеживал: реальную или ложную цель сопровождает ГСН. При необходимости он мог передать команду на ракету для сброса головкой самонаведения сопровождения ложной цели и захвата реальной или дать команду об уходе ракеты на самоликвидацию. Кстати, ЗРС С-300ПМУ2 лишена этого недостатка комплекса С-200ВЭ благодаря принципу наведения через ракету (track-via-missile).

— Если вернуться к трагедии с российским Ил-20, были ли подобные случаи раньше?

— Надо сказать, что Израиль уже не одно десятилетие использует свои военно-воздушные силы для решения внешнеполитических задач. В 1970 году во время «войны на истощение» по просьбе Каира Советский Союз направил в Египет 18-ю зенитную ракетную дивизию (особого назначения), вооруженную комплексами С-125, а также истребители МиГ-21МФ. Они должны были помочь защитить воздушное пространство страны от ударов авиации Израиля. 30 июля 1970 года израильские ВВС провели против советских летчиков операцию «Римон 20» («Гранат 20»). Пара израильских «Фантомов» с целью запутать советское командование выстроилась подобно штурмовикам типа A-4 Skyhawk в «карусель» и атаковала египетскую РЛС на берегу Суэцкого канала. Еще четыре истребителя Mirage двумя парами в плотном строю на большой высоте пересекли канал. Каждая пара на экранах выглядела как один самолет-разведчик. Оба ложных разведчика якобы должны были оценить результаты бомбового удара псевдо-«Скайхоков». Для большей убедительности место вторых пилотов в кабинах «Миражей» заняли летчики с реальных израильских разведывательных самолетов. Они вели активные переговоры с диспетчером на израильском аэродроме. За горой в радиолокационной тени барражировали еще четыре «Миража», а четверка «Фантомов» находилась в минутной готовности к вылету на ближайшей авиабазе. Советское командование решило, что два «Скайхока» и два израильских разведчика являются легкими целями для МиГов и подняло в воздух истребители. Когда звено МиГ-21МФ зашло в хвост самолетам, изображавшим разведчиков, «Миражи» сбросили подвесные баки, разошлись, а затем развернулись на 180є и атаковали советские истребители. Из-за горы к ним присоединились еще четыре «Миража» и взлетевшие «Фантомы». За считанные минуты четыре советских МиГа были сбиты. Три летчика погибли, а четвертый получил ранения при приземлении. Правда, тогда за этот дерзкий рейд Израилю отомстили. 3 августа три зенитных ракетных дивизиона (два советских С-125 и один египетский С-75) из засады, устроенной на берегу Суэцкого канала, сбили пять израильских F-4 Phantom. В результате в ночь с 7 на 8 августа 1970 года между Египтом и Израилем было подписано перемирие, продлившееся до 6 октября 1973 года.

Кабина К2В. Рабочие места офицера пуска, оператора наведения, оператора захвата.

— Высокопоставленные представители армии Израиля постоянно говорят, что их не пугает С-300 и они продолжат операции своих ВВС на территории Сирии. Это правда, что секрета комплекса С-300П больше не существует?

— В 90-е годы ХХ века руководство России во главе с Ельциным приняло решение через Белоруссию продать США элементы ЗРС С-300ПТ. Американцы получили радиолокатор подсвета и наведения и пусковую установку с ракетами, которые и сегодня находятся на авиабазе Неллис (Лас-Вегас, США). Позже ЗРС С-300П первой модификации Россия продала Кипру. Чтобы не возникло конфликта с Турцией, систему разместили на одном из греческих островов. Несколько лет назад Израиль заплатил Греции крупную сумму, исчисляемую миллионами долларов, чтобы тщательно изучить С-300П.

Это позволило израильскому военному руководству заявить, что система С-300П больше не представляет тайны. Но, на мой взгляд, Израилю на этот счет не стоит обольщаться. В советское время добавление к названию комплекса новой цифры или буквы приравнивалось к разработке нового ЗРК. Так что разница между системами С-300ПТ или С-300ПС, которую американцам и израильтянам могла предоставить для изучения Украина, и С-300ПМУ2 так же велика, как между комплексами СА-75 «Двина» и С-75М3 «Волхов».

— К каким действиям может прибегнуть Израиль, чтобы вывести из строя или уничтожить сирийскую ЗРС С-300ПМУ2?

— За послевоенную историю случаев изучения или захвата советских зенитных ракетных комплексов потенциальным противником было немало. Так, в начале 1960 годов СССР поставил в Индонезию самый первый шестикабинный вариант ЗРК СА-75 «Двина». После проамериканского переворота в Джакарте комплекс оказался в руках Пентагона. В США его тщательно изучили, после чего американская авиация изменила тактику действий в Северном Вьетнаме. Самолеты преодолевали вьетнамскую ПВО на малых высотах, ставили пассивные и активные помехи, появились самолеты ДРЛОиН. В результате вместо 1,5 ЗУР на один сбитый американский самолет вьетнамские ракетчики тратили 5-7 ракет.

В 1967 году во время арабо-израильского конфликта на Синайском полуострове египтяне бросили имевший небольшие повреждения ЗРК С-75. Его захватили израильские военные. Часть трофейных ракет были переданы США. Вскоре в Северном Вьетнаме американская авиация начала ставить активные помехи по каналу управления полетом ракеты. ЗУР летели к цели неуправляемые, а американские пилоты некоторое время называли советские ракеты «летающие телеграфные столбы». Прямо в джунглях Северного Вьетнама советским специалистам и военным советникам пришлось перестраивать рабочие частоты приемников команд в ракетах и передатчиков команд в станциях наведения ракет.

Кстати, сразу после развертывания советских ЗРК СА-75 «Двина» во Вьетнаме произошло несколько неприятных случаев. СССР поставлял вьетнамцам истребители МиГ-17 и МиГ-21, а Китай – J-6, представлявший собой лицензионный вариант Миг-19. На советских самолетах стояла аппаратура опознавания «Кремний-2», а на китайских – аналог «Кремния-1». В результате истребители китайского производства выглядели на экранах РЛС как «чужие». Их несколько раз обстреляли и даже сбили. Только после этого проблему устранили. А вот выводы до конца не сделали. Как я уже говорил, в 1970 году по просьбе Каира Советский Союз направил в Египет 18-ю зенитную ракетную дивизию ПВО (особого назначения), вооруженную ЗРК С-125. Сразу после заступления на боевое дежурство один из зенитных ракетных дивизионов обнаружил «чужой» самолет, взял его на сопровождение и уничтожил ракетным огнем. Самолет оказался египетским. Причина крылась опять же в разных системах опознавания.

Ракета В-880 на авиабазе Гута ВС Сирии, захваченной боевиками в 2014 г.

В 1969 году во время арабо-израильского конфликта израильские коммандос провели операцию «Петух» («Тарнеголь-53»). Десантники на трех вертолетах пересекли Суэцкий канал и высадились в 5 км от позиции новой для египтян радиолокационной станции П-12 «Енисей». Коммандос автогеном срезали с рам двух автомобилей ЗиЛ-157 кабину с аппаратурой и антенную систему, обвязали их тросами и перевезли с помощью тяжелых вертолетов на свою территорию. На земле остались только прикованные цепями к земле грузовики с пустыми рамами. Позже во время рейда на египетский берег Суэцкого канала израильские войска смогли захватить станцию наведения ракет ЗРК С-125. Комплекс доставлял много хлопот пилотам ВВС Израиля. Они даже прозвали СНР-125 «Удар ниже пояса». Изучив станцию наведения ракет, израильтяне разработали способы ее подавления.

В июне 1982 года израильская армия в долине Бекаа (Ливан) провела операцию «Медведка 19» («Арцав-19»). Ее цель – вывод из строя сирийской группировки ПВО, построенной на основе советских ЗРК. Для нанесения внезапного удара кроме авиации широко использовались не только ракеты «воздух-земля», но и оперативно-тактические ракеты «земля-земля» типа Lance.

Так что у Израиля накоплен богатый опыт борьбы с советскими системами ПВО на Ближнем Востоке. Однако это не говорит о бесполезности поставки ЗРС С-300ПМУ2 в Сирию, а лишь указывает на необходимость организации тщательной системы самообороны зенитных ракетных дивизионов и полном использовании всех боевых возможностей, заложенных в эту систему.

— В течение трех месяцев будет вестись обучение сирийских расчетов работе на ЗРС С-300ПМУ2. Получается, что все это время небо над Сирией не будет достаточно хорошо защищено?

— На период подготовки сирийских расчетов важную роль должны сыграть системы РЭБ, которые уже доставлены в Сирию и приступили к боевой работе. Они будут подавлять электронику на израильских военных самолетах, крылатых ракетах, беспилотниках, а также влиять на точность выдаваемых координат системы GPS. Этот шаг, на мой взгляд, гораздо серьезнее, чем размещение ЗРС С-300ПМУ2. Он реально создаст большие трудности действиям авиации Израиля и стран НАТО.

— Для чего потребовалось перевооружение сирийской ПВО на новую систему АСУ. Наверняка у сирийцев уже была АСУ?

— В 1983 году Советский Союз поставил Сирии новейшие для того времени автоматизированные системы управления. Они должны были свести к минимуму время обработки полученной от радиолокационных станций информации и резко сократить время принятия решений. АСУ позволяла управлять истребительной авиацией, зенитными ракетными и радиотехническими войсками ПВО Сирии как единым комплексом. Однако за прошедшее время электроника ушла далеко вперед. Российская противовоздушная оборона давно перешла на цифровые технологии, и системы АСУ нового поколения перестали сопрягаться (соединяться) с основанными на еще старых принципах советских АСУ. Это означает, что обмен между сирийской и российской группировками ПВО мог проходить в так называемом ручном режиме или попросту голосом.

Учитывая близкое расположение Израиля и Сирии, подлетное время израильской авиации крайне мало. Работа в различных системах АСУ требует много времени для согласования действий сирийской и российской ПВО. Применение однотипных систем АСУ позволит работать объединенной ПВО как единому организму. Огонь по самолетам противника будет открываться сразу же после начала их враждебных действий без потери драгоценных минут на голосовую передачу информации о цели и самих команд. Единая АСУ позволит сирийской ПВО при необходимости в режиме «прямой линии» получать информацию о российских самолетах в воздухе.


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100