Автономные атомные энергоисточники для энергообеспечения объектов Министерства обороны РФ
АО «НИКИЭТ» предлагает в качестве атомных энергоисточников линейку современных энергоблоков

Рисунок 1 – транспортабельная АСММ с реакторной установкой «Витязь».

Объекты Минобороны России (пункты управления, пусковые установки, объекты связи, информационные центры и другие важные объекты войск, имеющие приоритетное оборонное значение) – это стратегические объекты, обеспечивающие национальную безопасность страны. Надежное и качественное энергоснабжение данных объектов – одна из важнейших задач по обеспечению их устойчивого функционирования. Особенно это актуально для объектов, расположенных вдали от централизованных электросетей в труднодоступных районах Арктической зоны, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

А.О. Пименов, Д.Г. Куликов, Е.Н. Гольцов, Г.И. Гречко, А.А. Дунайцев (АО «НИКИЭТ», Москва)

Логистическая инфраструктура и сложные климатические условия указанных регионов накладывают серьезные ограничения на массогабаритные характеристики основного оборудования станций и требуют минимизации срока строительно-монтажных работ на площадке и длительную автономность эксплуатации.

Надежными, устойчиво работающими, экологически безопасными и экономически эффективными по сравнению с энергоисточниками на основе углеводородного топлива при условии использования в зонах локального энергообеспечения являются атомные станции малой мощности (АСММ).

АО «НИКИЭТ» предлагает в качестве атомных энергоисточников линейку современных и отвечающих всем указанным требованиям энергоблоков в диапазоне электрических мощностей от 0,2 кВт до 100 МВт. В статье рассмотрены три АСММ: наземные транспортабельные с водоохлаждаемой реакторной установкой «Витязь» и газоохлаждаемой «АТГОР», АСММ в подземном исполнении с водоохлаждаемой реакторной установкой «Унитерм».

Концепцией АСММ предусмотрена поставка всего оборудования в виде единых функционально проверенных блоков (контейнеров) с высоким качеством изготовления на специализированных машиностроительных предприятиях. Контейнеры могут быть доставлены на площадку эксплуатации АСММ любым транспортом, в том числе с использованием автомобильных платформ. На месте эксплуатации контейнеры размещаются в соответствии с генеральным планом станции и соединяются между собой коммуникациями. Возможна передислокация контейнеров с оборудованием станции на другое место эксплуатации, а также вывоз контейнера с реактором для перегрузки топлива, замены исчерпавшего ресурс оборудования и при утилизации по окончании срока службы. Контейнеры перевозятся с загруженной в реактор активной зоной.

Рисунок 2 –транспортабельная АСММ с реакторной установкой «АТГОР».

Транспортабельная АСММ с водоохлаждаемой реакторной установкой «Витязь» разработана на основе референтных решений (рис. 1). В составе АСММ применен реактор интегрального типа. Это обеспечивает компактность оборудования и повышает надежность установки за счет сокращения коммуникаций, находящихся под давлением теплоносителя I контура.

Реакторная установка «Витязь» предназначена для работы в составе наземной транспортабельной АСММ, в которую помимо реакторной входят турбогенераторная установка, оборудование системы автоматизированного управления, контроля и защиты технических средств, включая аппаратуру регулирования, управления и контроля выдаваемой электроэнергии и другое оборудование. Для снижения радиационного фона на площадке станции и защиты реакторной установки от внешних воздействий вокруг контейнера с реактором устанавливаются блоки внешней биологической защиты.

Применение газоохлаждаемой реакторной установки «АТГОР» (рис. 2) позволяет эксплуатировать наземную транспортабельную АСММ во всех климатических районах. На основе гибридной электростанции с реакторной установкой «АТГОР» и газотурбинными установками можно организовать по требованию заказчика станции разного типа:

– стационарную станцию мощностью 0,4-1,2 МВт (эл.);

– транспортабельную станцию мощностью 0,4-1,2 МВт (эл.);

– пиковую станцию мощностью 2,1 МВт (эл.);

– транспортабельную станцию с мобильными заряжаемыми контейнерами мощностью 8,4 МВт (эл.);

– подвижную станцию мощностью 0,2-0,4 МВт (эл.).

Рисунок 3 – АСММ с реакторной установкой «Унитерм» (подземное исполнение).

Приведение станции из транспортного положения в готовность сводится к подключению к местной сети или потребителю, соединению электрических разъемов кабелей и воздуховодов между контейнерами, что не превышает двух часов. Включение в работу занимает не более одной минуты. При этом вначале включаются камеры сгорания, обеспечивая работу газовых турбин. Ток направляется потребителю, а часть подается на собственные нужды для пуска реактора. После включения реактора камеры сгорания отключатся и остаются в резерве.

Технические решения, принятые для передвижных гибридных станций, основаны на опыте «НИКИЭТ» в области проектирования и изготовления оборудования для объектов использования атомной энергии и с учетом опыта реализации проекта газоохлаждаемой реакторной установки для транспортно-энергетического модуля.

АСММ с реакторной установкой «Унитерм» (рис. 3) электрической мощностью 3 МВт обладает уникальными свойствами самозащищенности и безопасности, соответствует требованиям МАГАТЭ к перспективным атомным станциям IV поколения. Расчетное обоснование принятых технических решений позволяет говорить о возможности длительной автономной эксплуатации энергетического блока как в конденсационном режиме, так и в режиме когенерации с одновременным отпуском тепловой и электрической энергии. Срок эксплуатации станции без перегрузки 20 лет, максимальная масса транспортного модуля 75 т.

Период автономной работы установки примерно один год, в течение этого срока посещения помещений реактора для технического обслуживания не требуется.

При подземном исполнении все оборудование АСММ «Унитерм» располагают в шахте с глухим днищем и открывающейся стальной крышкой, через люки которой проходят кабели, воздуховоды и др.

Для повышения радиационной безопасности тепло от активной зоны потребителю (в турбогенераторную установку) передается по трехконтурной схеме: I контур – промежуточный контур – контур потребителя. Промежуточный контур используют как дополнительный барьер между активной зоной и потребителем, позволяющий даже при появлении течи из I контура защитить потребителя от ионизирующего излучения.

В конструкции реакторной установки «Унитерм» применена постоянно действующая автономная система отвода мощности, предназначенная для отвода остаточных тепловыделений от активной зоны как при плановых остановках, так и в аварийных ситуациях. Совместное функционирование системы трех контуров обеспечивает длительную работу реактора на уровне мощности около 5% номинальной (режим «горячего резерва») при отсутствии подачи питательной воды от потребителя в парогенератор. Надежность работы установки обеспечивает естественная циркуляция теплоносителей в контурах этих систем.

Указанные проекты обладают уникальными потребительскими характеристиками и на сегодняшний день не имеют аналогов в России и за рубежом.

Почтовый адрес:

Россия, 101000, Москва, а/я 788

Юридический адрес:

Россия, 107140, Москва,

ул. М. Красносельская д. 2/8

Тел: +7 (499)263-74-87

Факс: +7 (499) 788-20-52

nikiet@nikiet.ru

nikiet.ru


 

НОВОСТИ

Новые самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» являются первым шагом к роботизации военной техники Сухопутных войск, сообщил начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Опытный самолет МС-21-300, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток.
Два первых серийных легких военно-транспортных самолета Ил-112В будут заложены на воронежском авиазаводе в ближайшие 2-3 месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Первый полет опытного образца Ил-112В запланирован на осень 2018 г.
Приемочные испытания модернизированного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М» планируется провести до конца 2019 г., заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Федеральная служба безопасности создала Национальный центр, который будет координировать борьбу с кибератаками на «критическую инфраструктуру». Соответствующий приказ подписал директор ФСБ России Александр Бортников.
Летный образец гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, изготовленный в ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России», совершил первый перелет и приземлился на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где он был представлен участникам Восточного экономического форума.
В рамках двусторонних ротных тактических учений в соединениях и воинских частях Южного военного округа (ЮВО), в которых принимали участие около 6 тыс. военнослужащих, были проведены тактико-специальные учения (ТСУ) подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Два экипажа стратегических ракетоносцев Ту-160 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь (Чукотка) в рамках летно-тактического учения дальней авиации.
Предприятия ГК «Ростех» начали изготавливать запчасти для двигателей Д-18Т, установленных на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», сообщил РИА «Новости» индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
В ходе очередного селекторного совещания с руководящим составом ВС РФ, проходившем в Национальном центре управления обороной РФ под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу, в числе прочего обсуждался ход опытно-конструкторской работы по изготовлению космического аппарата «Пион-НКС».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100