Комплекс технических средств охраны для кораблей и судов ВМФ
Комплекс ТСО успешно эксплуатируется более чем на десяти объектах ВМФ

Рисунок 1. Возможности СКМ по построению КТСО.

Введенные в 2016 г. в действие руководящие документы Министерства обороны и ВМФ РФ, регламентирующие требования к техническим (функциональным) свойствам технических средств охраны (ТСО) и требования их назначения, существенно актуализировали проблему оснащения ими объектов МО РФ, в том числе, кораблей и судов ВМФ.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Владимир ЧВАНОВ

Наиболее перспективным путем создания комплекса ТСО (КТСО), соответствующего требованиям РД МО РФ и ВМФ и выполняющего функции обеспечения охраны в условиях корабельной специфики, является его построение на основе системы корабельного мониторинга (СКМ) разработки СКБ «Энергия».

Данная система около 10 лет поставляется на корабли и суда ВМФ и содержит все необходимые апробированные практикой компоненты для решения задач обеспечения охраны. Построение КТСО осуществляется на основе элементно-компонентной базы и специализированного программного обеспечения СКМ путем их соответствующего функционального дополнения (рис. 1). В частности, на основе блоков и устройств входящей в состав СКМ системы мониторинга корабельных помещений, открытых частей палуб и обстановки вблизи бортов реализуется функция телевизионного наблюдения за объектами охраны. Функции объектового обнаружения и контроля и управления доступом в охраняемые помещения осуществляются на базе оборудования входящей в СКМ системы контроля доступа в общекорабельные помещения. Система контроля обхода помещений позволяет выполнять функцию контроля обхода объектов охраны караульно-охранными группами. Бесперебойное электропитание КТСО обеспечивается одноименной системой из состава СКМ.

Аналогично СКМ КТСО для кораблей и судов ВМФ строится по принципу распределенной локальной вычислительной сети и конструктивно подразделяется на аппаратную часть и программное обеспечение.

Аппаратная часть КТСО включает:

– оборудование сбора данных;

– оборудование обработки, управления, регистрации и отображения информации;

– оборудование бесперебойного электропитания;

– линии связи.

В состав оборудования сбора данных входят:

– внутриотсечные и палубные цифровые ТВ камеры КТ-292 и КТ-570, выполняющие функции технических средств наблюдения;

– датчики положения дверей ДПД-1, ДПД-2, выполняющие функции объектовых средств обнаружения для отапливаемых и неотапливаемых помещений;

– считыватели СЧ-1, выполняющие совместно с электромеханическими замками функции контроля и управления доступа.

В состав оборудования обработки, управления, регистрации и отображения информации входят:

– блоки управления и коммутации БУК-5, осуществляющие коммутационные и серверные функции;

– блоки отображения информации БОИ-2, БОИ-М2, осуществляющие сбор, обработку и отображение информации и управление КТСО операторами.

При исчезновении основного питания работоспособность системы обеспечивается устройствами бесперебойного электропитания УБП-2000.

Программное обеспечение КТСО построено по модульному принципу, позволяющему учитывать конкретную структуру размещенных аппаратных средств и обеспечивать решение следующего комплекса задач:

– одновременную обработку информации от ТВ камер, датчиков и считывателей;

– организацию пультовых режимов обособленного и совмещенного с общекорабельными системами управления КТСО и входящих в его состав устройств;

– организацию обмена информацией по сети с сопрягаемыми системами;

– предоставление информации о месте возникновения тревожной ситуации в текстовом и графическом виде;

– диагностику аппаратных средств КТСО;

– архивацию видеоинформации и текстовых сообщений на необходимое время, включая сообщения о работе комплекса в целом.

Рисунок 2. Структура КТСО, построенного на базе СКМ.

Построенный на базе СКМ комплекс ТСО позволяет выполнять функции управления им как обособленно и независимо от общекорабельных систем безопасности, так и во взаимодействии с ними. В первом случае для некоторых типов кораблей и судов органы управления (АРМ оператора КТСО) располагаются в специально выделенном помещении, а функции оператора выполняет штатное лицо подразделения охраны. Во втором случае функции охраны выполняются совместно с другими функциями обеспечения безопасности (корабельный мониторинг, предотвращение аварийных ситуаций, борьба за живучесть и т.п.). На таких объектах органы управления КТСО размещаются в общих с органами управления другими системами помещениях, а функции оператора КТСО совмещаются с другими функциями, выполняемыми лицами дежурной (вахтенной) службы. При этом представляется необходимым обеспечение программно-аппаратной совместимости КТСО с общекорабельными системами безопасности и прежде всего, с системой корабельного мониторинга. Данное свойство позволяет оператору КТСО:

– иметь наиболее полную информацию о состоянии безопасности на объекте;

– оперативно изменять уровень охраны в зависимости от складывающейся ситуации;

– использовать в решении задач охраны возможности общекорабельных систем (например, применять лафетные противопожарные стволы для сдерживания угроз на верхней палубе) и др.

Структура КТСО в уровневом представлении приведена на рис.2.

Основным преимуществом создания КТСО на базе СКМ является существенное сокращение затрат на разработку нового образца военной техники в виде проведения НИОКР, испытаний и принятия его на снабжение.

Кроме того, построение КТСО на унифицированном оборудовании СКМ позволяет:

– обеспечить их наиболее гибкую программно-аппаратную совместимость;

– существенно сократить расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание КТСО, оптимизировать комплектность ЗИП;

– упростить обучение персонала пользованию комплексом.

В настоящее время комплекс ТСО, построенный на базе оборудования и ПО СКМ, успешно эксплуатируется более чем на десяти объектах ВМФ.

Широкие функциональные возможности также способствуют его применению на объектах судостроительно-судоремонтной отрасли, транспортной инфраструктуры (речной, морской транспорт, портовые средства, и пр.), нефте- и газодобывающей отрасли, плавучих АТЭС.

Филиал «СКБ «Энергия»

АО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

ntk10@mail.ru

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»

Владимир Павлович ЧВАНОВ – ведущий специалист филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100