Комплекс технических средств охраны для кораблей и судов ВМФ
Комплекс ТСО успешно эксплуатируется более чем на десяти объектах ВМФ

Рисунок 1. Возможности СКМ по построению КТСО.

Введенные в 2016 г. в действие руководящие документы Министерства обороны и ВМФ РФ, регламентирующие требования к техническим (функциональным) свойствам технических средств охраны (ТСО) и требования их назначения, существенно актуализировали проблему оснащения ими объектов МО РФ, в том числе, кораблей и судов ВМФ.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Владимир ЧВАНОВ

Наиболее перспективным путем создания комплекса ТСО (КТСО), соответствующего требованиям РД МО РФ и ВМФ и выполняющего функции обеспечения охраны в условиях корабельной специфики, является его построение на основе системы корабельного мониторинга (СКМ) разработки СКБ «Энергия».

Данная система около 10 лет поставляется на корабли и суда ВМФ и содержит все необходимые апробированные практикой компоненты для решения задач обеспечения охраны. Построение КТСО осуществляется на основе элементно-компонентной базы и специализированного программного обеспечения СКМ путем их соответствующего функционального дополнения (рис. 1). В частности, на основе блоков и устройств входящей в состав СКМ системы мониторинга корабельных помещений, открытых частей палуб и обстановки вблизи бортов реализуется функция телевизионного наблюдения за объектами охраны. Функции объектового обнаружения и контроля и управления доступом в охраняемые помещения осуществляются на базе оборудования входящей в СКМ системы контроля доступа в общекорабельные помещения. Система контроля обхода помещений позволяет выполнять функцию контроля обхода объектов охраны караульно-охранными группами. Бесперебойное электропитание КТСО обеспечивается одноименной системой из состава СКМ.

Аналогично СКМ КТСО для кораблей и судов ВМФ строится по принципу распределенной локальной вычислительной сети и конструктивно подразделяется на аппаратную часть и программное обеспечение.

Аппаратная часть КТСО включает:

– оборудование сбора данных;

– оборудование обработки, управления, регистрации и отображения информации;

– оборудование бесперебойного электропитания;

– линии связи.

В состав оборудования сбора данных входят:

– внутриотсечные и палубные цифровые ТВ камеры КТ-292 и КТ-570, выполняющие функции технических средств наблюдения;

– датчики положения дверей ДПД-1, ДПД-2, выполняющие функции объектовых средств обнаружения для отапливаемых и неотапливаемых помещений;

– считыватели СЧ-1, выполняющие совместно с электромеханическими замками функции контроля и управления доступа.

В состав оборудования обработки, управления, регистрации и отображения информации входят:

– блоки управления и коммутации БУК-5, осуществляющие коммутационные и серверные функции;

– блоки отображения информации БОИ-2, БОИ-М2, осуществляющие сбор, обработку и отображение информации и управление КТСО операторами.

При исчезновении основного питания работоспособность системы обеспечивается устройствами бесперебойного электропитания УБП-2000.

Программное обеспечение КТСО построено по модульному принципу, позволяющему учитывать конкретную структуру размещенных аппаратных средств и обеспечивать решение следующего комплекса задач:

– одновременную обработку информации от ТВ камер, датчиков и считывателей;

– организацию пультовых режимов обособленного и совмещенного с общекорабельными системами управления КТСО и входящих в его состав устройств;

– организацию обмена информацией по сети с сопрягаемыми системами;

– предоставление информации о месте возникновения тревожной ситуации в текстовом и графическом виде;

– диагностику аппаратных средств КТСО;

– архивацию видеоинформации и текстовых сообщений на необходимое время, включая сообщения о работе комплекса в целом.

Рисунок 2. Структура КТСО, построенного на базе СКМ.

Построенный на базе СКМ комплекс ТСО позволяет выполнять функции управления им как обособленно и независимо от общекорабельных систем безопасности, так и во взаимодействии с ними. В первом случае для некоторых типов кораблей и судов органы управления (АРМ оператора КТСО) располагаются в специально выделенном помещении, а функции оператора выполняет штатное лицо подразделения охраны. Во втором случае функции охраны выполняются совместно с другими функциями обеспечения безопасности (корабельный мониторинг, предотвращение аварийных ситуаций, борьба за живучесть и т.п.). На таких объектах органы управления КТСО размещаются в общих с органами управления другими системами помещениях, а функции оператора КТСО совмещаются с другими функциями, выполняемыми лицами дежурной (вахтенной) службы. При этом представляется необходимым обеспечение программно-аппаратной совместимости КТСО с общекорабельными системами безопасности и прежде всего, с системой корабельного мониторинга. Данное свойство позволяет оператору КТСО:

– иметь наиболее полную информацию о состоянии безопасности на объекте;

– оперативно изменять уровень охраны в зависимости от складывающейся ситуации;

– использовать в решении задач охраны возможности общекорабельных систем (например, применять лафетные противопожарные стволы для сдерживания угроз на верхней палубе) и др.

Структура КТСО в уровневом представлении приведена на рис.2.

Основным преимуществом создания КТСО на базе СКМ является существенное сокращение затрат на разработку нового образца военной техники в виде проведения НИОКР, испытаний и принятия его на снабжение.

Кроме того, построение КТСО на унифицированном оборудовании СКМ позволяет:

– обеспечить их наиболее гибкую программно-аппаратную совместимость;

– существенно сократить расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание КТСО, оптимизировать комплектность ЗИП;

– упростить обучение персонала пользованию комплексом.

В настоящее время комплекс ТСО, построенный на базе оборудования и ПО СКМ, успешно эксплуатируется более чем на десяти объектах ВМФ.

Широкие функциональные возможности также способствуют его применению на объектах судостроительно-судоремонтной отрасли, транспортной инфраструктуры (речной, морской транспорт, портовые средства, и пр.), нефте- и газодобывающей отрасли, плавучих АТЭС.

Филиал «СКБ «Энергия»

АО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

ntk10@mail.ru

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»

Владимир Павлович ЧВАНОВ – ведущий специалист филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100