«Витязь», брат «Викинга»
НИИП имени Тихомирова разрабатывает не только комплексы ПВО и авиационные БРЛС, но и электронику для вагонов метро

Задача по диверсификации производства за счет выпуска гражданской продукции, поставленная перед ОПК президентом России Владимиром Путиным, в целом успешно выполняется. К числу предприятий, сумевших наладить выпуск близкой по характеру к основной, оборонной, продукции стал НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова (входит в Концерн ВКО «Алмаз – Антей»).

Иван КАРЕВ

В 1989 г. 3-му научно-исследовательскому отделению (НИО-3) были поручены работы по созданию системы автоматизированного управления (САУ), технической диагностики и безопасности движения вагонов метро нового поколения «Витязь». Ставилась задача, привлекая передовые разработки и технологии ОПК, обеспечить производство вагонного оборудования, соответствующего требованиям безопасности перевозки пассажиров, надежности, экономичности и комфортности для машиниста.

Пульт вагона метро модели 81-760.

Главным конструктором темы «Витязь» в НИИП был назначен Б.И. Cкобцов. С 1995 г. главным конструктором темы «Витязь» был назначен Н.Б. Медуницин (ныне главный инженер НИИП). Комплекс проблем, связанных с оптимизацией структуры управления вагонным оборудованием, построением качественного математического и программного обеспечения микропроцессорной системы, решал коллектив специалистов во главе с О.В. Малининым (с 2014 г. –  главный конструктор).

Наиболее сложной задачей в начальный период работ стало концептуальное осознание специфики назначения и применения системы управления поездом метрополитена. Используемая на отечественном железнодорожном транспорте релейно-контакторная схема управления не отвечала современному уровню развития микропроцессорной техники и информационных технологий. Однако, по выражению одного из уважаемых специалистов в области подвижного состава метро, каждая цепочка этой схемы, каждая блокировка выстраданы длительным опытом эксплуатации, а за некоторые из них заплачено самой высокой ценой – человеческой жизнью. От специалистов НИИП требовалось максимально точно повторить эту схему – но с использованием современной электроники и микропроцессоров, заложить в систему «Витязь» значительный модернизационный потенциал, имея в виду автоматизацию процессов управления и диагностики, улучшение информационного обеспечения и т.д.

Дублированный четырехканальный блок безопасности движения БАРС-М.

Формирование облика системы, технического задания на ее составные части, разработка логики работы и математического обеспечения шли в тесном сотрудничестве с научными и производственными коллективами отрасли: МИИТ, ВНИИ железнодорожного транспорта, службой подвижного состава Московского метрополитена и другими, а также с разработчиками вагона – компанией «Метровагонмаш».

В состав системы вошли: информационно-управляющие блоки пульта и кабины машиниста поезда; система автоматической регулировки скорости; аппаратура поездного управления; блоки управления вагонным оборудованием. Разработка и увязка общей структуры системы, ее математического и программного обеспечения выполнялись комплексной лабораторией НИО-3.

Блок системы автоматизированного управления «Витязь».

Наиболее сложной задачей при проектировании системы был поиск компромисса между надежностью аппаратуры и высочайшими требованиями к безопасности. Ведь аппаратура должна обеспечивать не только автоматизированное управление и диагностику всего оборудования поезда, но и безопасную перевозку пассажиров в условиях практически непрерывной работы и соблюдения жесткого графика движения поездов метрополитена.

В 1993 г. первый состав вагонов модели 81-720/721 «Яуза» вышел на испытания вначале на опытном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, а затем и на линии Московского метрополитена. Для комплексной бригады по испытаниям и доводке системы начались напряженные трудовые будни: днем – анализ результатов испытаний, доработка аппаратуры и программного обеспечения, а ночью – опытные поездки на линиях метро, с тем, чтобы не мешать графику его повседневной работы.

В 1998 г. на Люблинско-Дмитровскую линию Московского метрополитена поступил в эксплуатацию первый семивагонный поезд «Яуза». Началось изготовление опытно-промышленной партии. Наступил «момент истины» для системы «Витязь-1»: шла проверка реальной эксплуатацией. Не обошлось без проблем, которые, казалось, ставили крест на многолетнем труде больших коллективов. Ведь вагоны и все оборудование не имели аналогов в практике отечественного вагоностроения по большинству научно-технических решений.

Система «Витязь» стала первой автоматизированной системой управления, внедренной на железнодорожном транспорте России, которая интегрировала в единую многопроцессорную сеть все локальные системы управления оборудованием поезда. В 2001 г. весь комплекс работ по созданию и освоению производства вагонов метрополитена «Яуза» получил высокую оценку – Государственную премию Российской Федерации в области науки и техники, единственную высокую награду в области вагоностроения, присужденную за последние несколько десятилетий. В числе авторского коллектива этой награды удостоен начальник НИО-3 – главный конструктор Н.Б. Медуницин.

Для вагонов модели 81-760/761 была создана система управления нового поколения «Витязь-М».

В 2001-2002 гг. была поставлена задача создания вагонов легкого метро, предназначенных для работы на открытых линиях. Усложнялись технические требования к подвижному составу: появилась система обогрева и вентиляции пассажирского салона, бокового видеообзора, а главное, состав должен был обеспечивать прежние нормы длины тормозных путей в условиях зимнего времени. Многие из вновь поставленных задач должны были решаться системой «Витязь», точнее, ее модификацией – «Витязь-1М». В ходе работ по модернизации системы был изменен ряд принципов ее построения, отечественную электронную базу практически полностью заменили на импортную. Внедрили в конструкцию дублированный четырехканальный блок безопасности движения БАРС-М, создали унифицированные контроллеры, на которых строятся все блоки системы.

В 2002-2003 гг. прошли успешные испытания вагонов модели 81-740/741, оборудованных системой «Витязь-1М», и началось их серийное производство. Составы с вагонами этого типа, вскоре получившие наименование «Русич»,  начали курсировать по Бутовской линии Московского метрополитена, открытой в декабре 2003 г.

В кабине управления наиболее современного вагона «Москва».

В конце 2004 г. ОАО «Метровагонмаш» с вагонами модели 81-740/741 выиграло представительный международный тендер по поставке подвижного состава в Болгарию на расширяющийся Софийский метрополитен. В 2010 г. началась поставка вагонов этой модели в метрополитен Казани. Около 300 составов данной серии в различных модификациях, оборудованных системой «Витязь-1М», находятся в эксплуатации.

В середине 2009 г. коллектив НИО-3 приступил к разработке системы управления нового поколения для перспективных вагонов метрополитена модели 81-760/761. Система, получившая шифр «Витязь-М», создавалась с учетом возросших требований к комфорту и безопасности подвижного состава. Опыт, приобретенный коллективом НИО-3 и НИИП в целом при предыдущих разработках и в процессе эксплуатации, позволил создать новую систему в кратчайшие сроки. Впервые состав из трех вагонов, изготовленный по новой конструкторской документации, был представлен в мае 2010 г., в дни празднования 75-летия Московского метрополитена.

Система «Витязь-М» в составе вагонов успешно прошла испытания и поставляется Московскому метрополитену. Параллельно с разворачиванием серийного производства почти сразу началась разработка новых режимов ведения поездов: прицельной остановки, помощи действиям машиниста, комплексного управления на основе радиоканала.

Вагоны модели 81-717.2К/714.2К с системой «Витязь-В» эксплуатируются в Будапеште.

В декабре 2015 г. за плодо­творное сотрудничество НИИП с Московским метрополитеном его руководитель Дмитрий Пегов вручил генеральному директору института Юрию Белому Благодарственное письмо.

В 2016 г. началась эксплуатация составов, в которых САУ «Витязь-М» и новая модернизация САУ «Скиф» дополнены режимом автоматического ведения поезда (АВП). Этот режим позволяет поезду с высокой точностью останавливаться на станции, обеспечивать блокировку открытия дверей на перегоне, разрешать открытие дверей на станции только напротив платформы, соблюдать все ограничения скорости, экономить электроэнергию и главное – очень сильно разгружает машиниста, что позволяет свести к минимуму влияние человеческого фактора. За машинистом остается только функция закрытия дверей и разрешение на отправление поезда со станции.

В настоящее время изготовлен и готов к испытаниям опытный образец САУ «Скиф», обеспечивающий полностью автоматизированное ведение поезда без участия машиниста.

На сегодняшний день более половины составов, курсирующих в московском метро, укомплектованы системами автоматизированного управления серии «Витязь». Разработки НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова для метро также используются в Санкт-Петербургском, Екатеринбургском, Нижегородском и Казанском метрополитенах, а также за рубежом, в городах София, Баку, Будапешт и Ташкент.

В вагоны модели 81-765/766/767 установлена система «Скиф-М». Такие составы эксплуатируются в Москве и Баку.


 

НОВОСТИ

В Национальном центре управления обороной Российской Федерации под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу проведен очередной Единый день приемки военной продукции.
На Дальнем Востоке открылся первый российский центр коллективного проектирования (ЦКП) микроэлектроники. Церемония открытия ЦКП «Восток» состоялась на полях V Восточного экономического форума.
Ученые технополиса «ЭРА» презентовали новую модель лазерного сканирующего устройства (лидар) для обнаружения скрытой инфраструктуры с беспилотного летательного аппарата. Модель позволяет не только распознать рельеф территории с высокой точностью, но и обнаружить препятствия в виде физических объектов на пути к цели.
Первая партия новейших зенитных ракетных комплексов «Бук-М3» поступила на вооружение Центрального военного округа (ЦВО), сообщил командующий войсками ЦВО генерал-полковник Александр Лапин.
Совет директоров холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») принял решение об объединении АО «МВЗ им.?М.Л.?Миля» и АО «Камов» и создании на их основе компании «Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И.?Камова». НЦВ объединит в себе потенциал двух вертолетостроительных школ для более эффективного и качественного решения задач по проектированию и модернизации вертолетной техники.
Филиал ПАО «Компания «Сухой» НАЗ им. В.П. Чкалова отправил два первых мотоотсека для нового стратегического бомбардировщика Ту-160М2 на Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова.
В октябре исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося советского и российского авиаконструктора Михаила Петровича Симонова.
Тестирование космического аппарата нового поколения «ГЛОНАСС-К», которое проводились в рамках запланированной программы летных испытаний, завершено. Комплексные летные испытания всей навигационной системы ГЛОНАСС с новым спутником завершатся в первом полугодии 2020 г.
Три многоцелевых истребителя Су-35С поступили на вооружение дислоцированного в Тверской области истребительного авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа.
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» передал Минобороны России второй в 2019 г. полковой комплект зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Торжественная церемония прошла на полигоне Капустин Яр в Астраханской области.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100