№11 ноябрь 2018

100 лет войскам РХБЗ

Хуситы атакуют коалицию на море
Саудовские власти тщательно скрывают информацию о потерях, понесенных силами коалиции от ударов хуситов

Хуситы подрывают фрегат Al Madinah.

В Красном море к западу от йеменского порта Эль-Ходейда ополченцами-хуситами 30 января был атакован фрегат ВМС Саудовской Аравии Al Madinah. Он нес патрульную службу с целью недопущения вылазок на море и в прибрежной полосе хуситов, с которыми ведет войну коалиция арабских государств во главе с Саудовской Аравией. Источники рассказывают об этом событии по-разному.

Александр ФЕДОРОВ

Одни утверждают, и таких большинство, что корабль подвергся нападению сторонников хуситского движения «Ансар Алла» («Помощники Бога»), которые подобрались к фрегату на моторных лодках, и одна из них, начиненная взрывчаткой, нанесла удар в кормовую часть Al Madinah. Произошел взрыв, погубивший двух саудовских моряков и ранивший троих. Погибли и находившиеся на моторке смертники. Фрегат загорелся, но с пожаром удалось справиться.

Взрыв лодки хуситов-смертников был надводным. Издали он производил сильное впечатление, но самому Al Madinah нанес не очень серьезные повреждения.

Al Madinah (бортовой номер 702) – головной фрегат одноименного типа в серии из четырех единиц. Он был построен во Франции и передан заказчику в 1985 году. Его полное водоизмещение – 2810 т, длина – 115 м, ширина – 12,5 м, осадка – 4,9 м, максимальная скорость хода – 30 узлов. Экипаж состоит из 180 человек. Вооружение корабля включает восемь противокорабельных ракет Otomat, одну восьмиконтейнерную пусковую установку ЗРК ближнего действия Crotale, одну универсальную 100-мм артиллерийскую установку, два спаренных 40-мм автомата OTO Melara, два двухтрубных 533-мм противолодочных торпедных аппарата и вертолет AS565 Dauphin-2 с базированием в ангаре.

Фрегат Al Madinah.

Говорить о характере повреждений, полученных Al Madinah, затруднительно. Саудовские власти тщательно скрывают информацию о данном инциденте так же, как и о других потерях, понесенных силами коалиции от ударов хуситов. Так, ракетную атаку на военную базу Мазахимия к западу от Эр-Рияда они назвали «локальным землетрясением», или «следствием падения метеорита». На фотографиях, запечатлевших приход 5 февраля Al Madinah в порт приписки – военно-морскую базу Джидду, фрегат заснят с правого борта, на котором в кормовой части видны следы от взрыва. С кормовой части левый борт закрывал  буксир, помогавший кораблю заходить в гавань, поэтому судить о повреждениях можно лишь предположительно, но, очевидно, они более серьезные, нежели на правом борту.

Некоторые источники свидетельствуют, что Al Madinah не жертва смертников, а дистанционно управляемого безэкипажного катера (БЭК) со взрывным устройством. В видеосюжете, продемонстрированном телекомпанией «Аль-Арабия», хорошо видно, как к саудовскому фрегату с левого борта быстро приближается небольшой катер, а потом, когда он сталкивается с кормой корабля, происходит взрыв. Этот катер действительно похож на БЭК. Во всяком случае, людей на его борту не видно. В пользу этой версии и то обстоятельство, что хуситы в отличие, скажем, от ваххабитов не являются сторонниками жертвенности и принципа «погибни сам и убей врага».

Фрегат Al Madinah возвращается в Джидду.

Похоже, атаковавшие фрегат люди, будь то смертники или операторы БЭК, намеренно хотели поразить именно корму корабля. Дело в том, что полубак на Al Madinah простирается почти от носа до кормы, а там, где он сменяется верхней палубой, расположенной ближе к поверхности моря, имеется площадка, где размещены лебедка буксируемой антенны гидроакустической станции и 533-мм противолодочные торпедные аппараты. Расчет, очевидно, делался на то, что подрыв катера со смертниками или БЭК вызовет детонацию торпед. Тогда мощным взрывом корму просто оторвало бы, а сам корабль с высокой степенью вероятности затонул. Но этого не случилось. Вероятно, торпед просто не было в аппаратах, поскольку нужда в них отсутствовала. Ведь для борьбы с моторными лодками, которыми оснащены формирования хуситов, противолодочные торпеды не нужны.

Саудовская Аравия и другие государства коалиционных сил расценили атаку как террористический акт. В свою очередь, представители хуситов заявили агентству Saba, что «саудовский военный корабль принимал участие в агрессии против западных прибрежных городов и йеменских рыбаков и понес заслуженное наказание».

Пробоина в борту эсминца Cole после атаки террористов.

Напомним, что это не первое нападение хуситов на корабли коалиции. В 2015 г. они потопили шесть катеров и небольших судов противника, а 1 октября прошлого года у йеменского порта Моха, что находится на аравийском берегу к северу от Баб-эль-Мандебского пролива, ими был атакован противокорабельными ракетами Noor берегового базирования скоростной транспортный катамаран Swift Объединенных Арабских Эмиратов, ранее принадлежащий ВМС США. Это судно от попадания ПКР не затонуло, но полностью выгорело и пришло в полную негодность. Акт отмщения осуществил отряд кораблей ВМС США, прибывший в этот район. 13 октября эсминец Nitze несколькими крылатыми ракетами Tomahawk нанес удар по трем радиолокационным станциям, которые обеспечивали целеуказание хуситским ПКР, и уничтожили их (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2016).

Вот и в этот раз ВМС США направили в район инцидента с саудовским фрегатом эсминец Cole. По иронии судьбы этот корабль был первым, подвергшимся атаке террористов, причем в водах Йемена. Случилось это 12 октября 2000 года. Cole зашел в порт Адена для бункеровки, то есть для заправки топливом и водой. В 11.18 утра местного времени в центральную часть левого борта эсминца врезалась моторная лодка, начиненная по разным оценкам 180-320 кг взрывчатки. Ею управляли два смертника, принадлежавшие к группировке «Аль-Каида» («Фундамент») – той самой, чьи боевики 11 сентября 2001 г. устроили беспрецедентные террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне, в результате которых погибли 2974 человека, а 24 пропали без вести. В результате подрыва в борту Cole образовалась пробоина размером 12 на 18 метров. 17 членов экипажа американского корабля погибли, а 39 получили ранения.

Благодаря совершенной системе конструктивной защиты Cole, даже получивший огромную пробоину, не затонул. Но на его восстановительный ремонт потребовалось полтора года и $250 млн.

Инцидент с Al Madinah преподнес несколько уроков. Во-первых, он еще раз подтвердил, что Красное море и северо-западная часть Аравийского моря являются чрезвычайно опасными районами для мореплавания. Во-вторых, даже экипажам военных кораблей с сильным вооружением, действующим в этих акваториях, требуются постоянная бдительность и высокая выучка. Успешная атака на саудовский фрегат – следствие халатности его экипажа. И хотя сегодня представители ВМС Саудовской Аравии утверждают, что артиллерией Al Madinah были потоплены две из трех нападавших лодок, это нисколько не оправдывает низкую эффективность заградительного огня. У корабля было достаточно средств для своевременного уничтожения доброго десятка моторок.

Пуск ракеты 85РУ комплекса «Раструб-Б» СКР «Ладный».

В-третьих, атака на Al Madinah еще раз подтвердила, что потопить достаточно крупный современный надводный боевой корабль попаданием в его надводную часть ракеты, во всяком случае единичной, или ударом взрывающегося катера невозможно. Торпеда, срабатывающая под корпусом, наносит более серьезные разрушения, часто ведущие к гибели объекта атаки. В этой связи стоит вспомнить об универсальном ракетном комплексе «Раструб-Б», который во второй половине 80-х годов прошлого века был принят на вооружение ВМФ СССР и которым до сих пор оснащены сторожевые корабли проектов 1135 и 1135М, а также большие противолодочные корабли проекта 1155 ВМФ РФ. Он предназначен прежде всего для уничтожения подводных лодок, но может применяться и против надводных целей, причем на дальностях до 90 км. Ракета 85РУ, созданная ГосМКБ «Радуга», – модульная и состоит из двух стартовых и одного маршевого двигателей. Боевое же снаряжение подвешивается в гондоле к ракете-носителю и представляет собой торпеду УМГТ-1 разработки ЦНИИ «Гидроприбор». При приближении к цели торпеда сбрасывается в воду и атакует подводную лодку или надводный корабль. Комбинация ракеты и торпеды по сравнению с традиционными ПКР представляется более эффективным оружием для поражения крупных надводных кораблей. Сегодня ГосМКБ «Радуга» и ЦНИИ «Гидроприбор» входят в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Безусловно, им по силам создание нового противокорабельного комплекса, сочетающего в себе лучшие качества ракеты и торпеды.


 

НОВОСТИ

Специалисты инженерно-авиационной службы авиаполка Западного военного округа, базирующегося в Курской области, приступили к приемке партии истребителей Су-30СМ, изготовленных на Иркутском авиазаводе ПАО «Корпорация «Иркут».
В соответствии с указом, подписанным президентом РФ Владимиром Путиным, госкорпорации «Ростех» передается 92,31% акций ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», находящихся в федеральной собственности.
На заседании наблюдательного совета госкорпорации «Роскосмос» был назначен новый генеральный директор АО «Корпорация «МИТ» – Сергей Пономарев.
В ВДВ «ведется поиск и апробация новых, отвечающих условиям современной войны, форм и способов применения войск», – заявил командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Андрей Сердюков в ходе проверки подразделений отдельной Камышинской десантно-штурмовой бригады.
Воинская часть объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа, дислоцированная в Хабаровском крае, завершила перевооружение на зенитную ракетную систему (ЗРС) С-400 «Триумф».
В ходе первого заседания наблюдательного совета госкорпорации «Роскосмос» в новом составе под председательством заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова была утверждена новая структура госкорпорации и состав правления, а также назначены новые заместители генерального директора Дмитрия Рогозина.
Дальнобойная зенитная управляемая ракета 40Н6 системы С-400 «Триумф» принята на вооружение Российской армии, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе РФ.
«В ответ на строительство ПРО США мы совершенствуем свои ударные комплексы, причем несколько у нас на вооружении уже состоят, некоторые будут поставлены в самое ближайшее время, в ближайшие месяцы, я имею в виду систему «Авангард», – заявил в ходе выступления на площадке дискуссионного клуба «Валдай» президент России Владимир Путин.
Гражданский авиационный двигатель нового поколения ПД-14, созданный Объединенной двигателестроительной корпорацией (входит в ГК «Ростех») для российского авиалайнера МС-21, получил Сертификат типа Росавиации, что означает его готовность к серийному производству, поставкам и эксплуатации.
Президент Российской Федерации подписал указ о присвоении почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации» летчикам-испытателям компании «Гражданские самолеты Сухого»: Сергею Викторовичу Коростиеву и Леониду Викторовичу Чикунову за заслуги в освоении авиационной техники, высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную работу.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100