№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Гибель фрегата Helge Ingstad
Норвежские военные моряки не имели представления о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море

Фрегат Королевских ВМС Норвегии Helge Ingstad (F313), возвращавшийся с учений НАТО Trident Juncture 2018 («Единый трезубец-2018») и уже приближавшийся к военно-морской базе Хоконсверн близ Бергена, примерно в 4.00 местного времени (6.00 по Москве) 8 ноября этого года на 17-узловой скорости отвернул от прежнего курса круто влево и через несколько секунд попал под таранный удар танкера Sola TS, шедшего под мальтийским флагом. Конечно, было темно, но погода для этого времени года стояла хорошая. Не было ни волнения, ни тумана, ни снега, ни дождя. А ведь и фрегат, и танкер были оснащены самыми современными средствами навигации. Почему такое могло случиться?

Александр МОЗГОВОЙ

Но прежде расскажем об участниках этой драмы. Фрегат Helge Ingstad относится к пяти новейшим кораблям типа Fridtjof Nansen, построенным для ВМС Норвегии в 2006-2011 гг. на верфи испанской фирмы Navantia в Ферроле. Их водоизмещение – 5290 т, длина – 134 м, ширина – 16,8 м, осадка – 4,9 м. Комбинированная энергетическая установка по схеме CODAG состоит из двух дизельных двигателей Bazаn Bravo 12V мощностью по 4,5 МВт каждый для экономического хода и газовой турбины LM2500 мощностью 21,5 МВт для обеспечения максимальной 27-узловой скорости. Дальность плавания – 4500 миль, то есть 8334 км. Фрегаты оснащены несколько упрощенной версией американской автоматической системы боевого управления Aegis с многофункциональным радаром SPY-1F, чьи антенны с фазированными решетками установлены на башенноподобной фок-мачте и чем-то напоминают буддийскую пагоду. Имеются и другие электронные средства наблюдения и обнаружения: РЛС слежения за воздушными и морскими целями RSR 210N, две РЛС управления огнем Mk 82, три навигационные РЛС, электрооптический директор Sagem Vigy 20, подкильная гидроакустическая станция MRS 2000 и буксируемая ГАС Captas Mk II. Вооружение включает универсальную вертикальную пусковую установку Mk41 на 32 ЗУР RIM-162 ESSM средней дальности, две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет NSM, два двухтрубных 324-мм аппарата для стрельбы противолодочными торпедами Sting Ray, одну 76-мм артиллерийскую универсальную установку Super Rapid и четыре 12,7-мм пулемета Browning M2HB. Есть также на кораблях системы постановки помех Terma DL-12T и отвода атакующих торпед Loki. В корме – площадка и ангар для вертолета NH90. Штатная численность экипажа – 120 человек. На момент аварии на борту Helge Ingstad находилось на 7 человек больше. Вероятно, это были штабные офицеры и младшие специалисты, прикомандированные к кораблю на время учений «Единый трезубец-2018».

Схема движения фрегата Helge Ingstad (помечен красным) и танкера Sola TS (помечен желтым).

Все пять фрегатов серии названы в честь выдающихся норвежских путешественников-исследователей. Но если имена Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена, Отто Свердрупа и Тура Хейердала достаточно хорошо известны российской публике, то о Хельге Ингстаде (1899-2001) знают преимущественно специалисты, что, впрочем, не умоляет его замечательных заслуг. Этот археолог и путешественник в 1960-х гг. открыл датированное XI веком поселение викингов в Л'Анс-о-Медоузе на канадском острове Ньюфаундленд. То есть Хельге Ингстад доказал, что европейцы-викинги во главе с Лейфом Эрикссоном ступили на американский берег за четыре века до Христофора Колумба.

Фрегат Helge Ingstad, стоимость которого оценивается в $420 млн. (по другим данным – $650 млн. Разница в этих цифрах, очевидно, объясняется тем, что в первом случае речь идет о затратах на строительство корабля, а во втором учитываются также суммы, отпущенные на вооружение, включая вертолет, и прочее снаряжение), 29 сентября отметил девятую годовщину вступления в строй Королевского флота Норвегии.

Фрегат Helge Ingstad в штормовом море.

У супертанкера Sola TS с экипажем из 23 человек вообще «младенческий» возраст. Он был построен в прошлом году в Румынии для греческой судоходной компании Tsakos Energy Navigation, но ходит, как уже говорилось, под мальтийским флагом. Его водоизмещение – 62557 т, дедвейт – 112939 т, длина – 250 м, а ширина – 44 м. Другими словами, фрегат Helge Ingstad по сравнению с Sola TS – просто скорлупка. Танкер загрузился, что называется под завязку, сырой нефтью в находящемся поблизости терминале Стуре. Он уже развил ход в 7,2 узла. Учитывая его массу, от Sola TS трудно было ожидать маневренности.

Танкер Sola TS был построен в прошлом году в Румынии.

А район этот славится интенсивным судоходством. Навстречу фрегату шли ро-ро Silver Firda, за ним танкер Sola TS, а чуть дальше – сухогруз Vestbris. Пропустив Silver Firda, фрегат Helge Ingstad решил проскочить под носом танкера. В 4.03 тот ударил его в правый борт бульбом. В результате столкновения норвежский корабль потерял ход и стал тонуть. «Мы спали в кубрике, неожиданно возник грохот, кусок металла обшивки прошел в шести сантиметрах от моей головы, только это спасло мне жизнь, – рассказал об этом моменте один из членов экипажа. – Вода и топливо с вертолетной палубы лились на меня сверху. Также падали кабели и сыпался подволок. Кабели искрили, возник пожар, который потух из-за поступавшей забортной воды. Похожая ситуация сложилась и в нескольких других кубриках, где спал экипаж». Но, к счастью, пострадавших, которым потребовалась медицинская помощь, оказалось только восемь. Их эвакуировали в первую очередь.

Буксирам удалось «затолкать» фрегат в небольшую бухточку и посадить там его на мель.

По мнению некоторых специалистов, если бы фрегату удалось благополучно проскочить мимо бульба Sola TS, то он неизбежно напоролся бы на форштевень сухогруза Vestbris.

В 6.30 командир Helge Ingstad приказал экипажу покинуть фрегат. На борту остались только 10 моряков аварийной партии. Подоспевшие буксиры подтянули фрегат к берегу и, даже «затолкнув» в небольшую бухту, посадили его на каменистый грунт. Последнее обстоятельство, судя по всему, сыграло с кораблем плохую шутку. Фрегат все больше и больше кренился на правый борт с деферентом на корму. Вертолетная площадка практически полностью ушла под воду. Из-за того, что корпус не лежал на дне, а все время «терся» о каменный грунт, он получал все новые и новые повреждения и пробоины.

Фрегат Helge Ingstad стал крениться все больше на правый борт. На заднем плане видны сооружения нефтяного терминала Стуре.

Вскоре после аварии появились комментарии, в которых говорилось, будто Helge Ingstad стал жертвой собственных высоких технологий. Дескать, радары на Sola TS не увидели фрегат, поскольку он построен с широким использованием стелс-технологий, то есть малой заметности. На самом деле, все было с точностью наоборот. Все видели Helge Ingstad, а вот на борту фрегата не видели и не понимали, что происходит вокруг их корабля. Трудности создавал тот факт, что на фрегате отключили транспондер – устройство вроде радиомаяка, сообщающее данные о координатах судна в данное конкретное время.

Береговой диспетчерский пункт предупреждал вахтенных фрегата, что движение их корабля создает угрозу мореплаванию. В ответ звучало: «У нас все находится под контролем». Связывался с Helge Ingstad и капитан танкера Sola TS. Вот фрагмент из его переговоров с фрегатом:

«Sola TS: Это вы сейчас приближаетесь к нам?

Helge Ingstad: Да, правильно.

Sola TS: Поверните немедленно направо.

Helge Ingstad: Нет, тогда мы слишком приблизимся к строениям. (Что имел в виду под «строениями» говоривший на борту фрегата не ясно. Может быть, огни находящегося поблизости нефтяного терминала Стуре? – Прим. автора).

Sola TS: Если это вы сейчас приближаетесь, поворачивайте направо!!!

Helge Ingstad: Я поверну на несколько градусов вправо, когда мы пройдем… эх…, пройдем… эх…

Sola TS: Helge Ingstad, вы должны немедленно действовать, мы быстро сближаемся.

Helge Ingstad. Молчание.

Sola TS: Helge Ingstad, поворачивайте!

Helge Ingstad. Молчание.

Sola TS: Ок, сейчас будет столкновение.

Helge Ingstad. Молчание.

Sola TS: Это похоже был военный корабль. Мы ударили его».

Разорванный правый борт норвежского фрегата.

Танкер сбросил ход, а затем остановился, чтобы оказать помощь тонущему фрегату. Но к нему уже подоспели буксиры терминала Стуре. В результате столкновения Sola TS получил незначительные повреждения бульба.

Совсем иная картина открылась, когда на следующий день буксиры стаскивали Helge Ingstad с мели, чтобы попытаться его спрямить. В правом борту фрегата практически от миделя в корму в районе машинного отделения от удара Sola TS образовалась огромная пробоина длиной почти 10 метров. Она напоминала вспоротый самураем живот после ритуального самоубийства. Шедший 17-узловым ходом норвежский корабль сам себе разорвал борт о форштевень мальтийского танкера.

Очевидно, что норвежские военные моряки не имели представления о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). Точно так же их не знали вахтенные на американских эсминцах Fitzgerald (DDG 62) и John McCain (DDG 56), потерявшие погибшими после столкновений с гражданскими судами летом прошлого года 17 членов своих экипажей (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2017). То есть это свидетельствует о том, что военные моряки НАТО – плохие судоводители, в том числе и потомки великих мореходов викингов.

Танкер получил незначительные повреждения бульба.

Буксирам почти удалось спрямить фрегат.

Буксирам практически удалось спрямить Helge Ingstad. Фрегат кроме всего прочего закрепили семью стальными тросами к береговым скалам. Казалось бы, ему никуда не деться. Но 13 ноября около 6.00 фрегат, оборвав тросы, начал резко тонуть с деферентом на нос. К рассвету над водой торчали часть «пагоды», кусочек крыши вертолетного ангара и фрагмент вертолетной площадки. Кстати, 10 т авиационного керосина вытекли в море. Сохраняется угроза утечки и дизельного топлива. Где ты, Greenpeace?

Семь стальных тросов удерживали Helge Ingstad от сползания в глубину.

Представители фирмы, занимающейся спасением фрегата, не смогли объяснить причину сползания корпуса на глубину. Похоже на то, что пока корабль «кантовали» по каменистому дну в его днище и в бортах образовалось несколько новых небольших пробоин, через которые забортная вода попала в носовые отсеки. Тут следует заметить, что Helge Ingstad не был застрахован и все расходы по судоподъемным работам оплачиваются из госбюджета. Очевидно, неустойка будет также выплачена терминалу Стуре и заводу по производству СПГ компании Equinor, работы на которых были остановлены на пару суток из-за инцидента с фрегатом. Наверняка потребуют компенсации и владельцы Sola TS, во-первых, за поврежденную во время столкновения носовую оконечность танкера, которую можно исправить только в доке, а во-вторых, за задержку судна на время разбирательства.

К рассвету 13 ноября фрегат Helge Ingstad почти полностью скрылся под волнами.

Фрегат норвежские власти планируют все-таки поднять. С помощью кранов хотят вытащить Helge Ingstad с глубины. Потом корабль переправят на 140-метровую баржу-док. Она доставит его на военно-морскую базу Хоконсверн, где поставят в сухой док, извлекут оружие, исследуют корпус, механизмы и внутренние помещения. Только после этого будет принято решение: восстанавливать фрегат или списать на иголки.


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100