МВМС-2019: широкая палитра средств удара и защиты
Российскому Министерству обороны и Военно-морскому флоту есть из чего выбирать

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» – флагман МВМС-2019.

Как и следовало ожидать, местом паломничества выставочной части девятого Международного военно-морского салона этого года (МВМС-2019) стала концепт-модель атомного авианосца проекта 11430Э «Ламантин» разработки Невского ПКБ. Его водоизмещение – порядка 80?000-90?000 т, длина – до 350 м, ширина по ватерлинии – около 41 м, осадка – 12 м. Максимальная скорость хода корабля составит 30 узлов, а автономность – 120 суток, дальность плавания?– неограниченная. Экипаж должен включать 2800 человек, еще 800 – члены авиагруппы, то есть пилоты, авиатехники и авиадиспетчеры.

Елена Елкина

Илья Кедров

Александр Федоров

Санкт-Петербург – Москва

«Ламантин» способен принимать 60 самолетов и вертолетов, а также 6-10 беспилотных летательных аппаратов. Он оснащен носовым трамплином с двумя стартовыми позициями, а на угловой палубе – двумя катапультами, по данным некоторых источников, электромагнитными, а также четырьмя аэрофинишерами. Авиационный боезапас – 1600-2000 т ракет разного назначения, свободно падающих, корректируемых и планирующих бомб. О средствах самообороны корабля ничего не сообщается, но надо полагать, они будут включать ЗРК малой, средней и большой дальности, многоствольные малокалиберные скорострельные зенитные автоматы.

У модели авианосца «Ламантин» всегда было многолюдно.

По словам представителей Невского ПКБ, концепт «Ламантин» базируется на проекте 11437 тяжелого атомного авианесущего крейсера «Ульяновск», который начали строить для ВМФ СССР еще в 80-х годах прошлого века в Николаеве, а после крушения Советского Союза разобрали. Злые языки даже утверждают, что макет, представленный на МВМС-2019, является моделью авианосца проекта 114371, которую извлекли из музея Невского ПКБ. На ней заменили «остров» – надстройку правого борта – и возвели высокую интегрированную мачту, напоминающую несколько усеченную колокольню Ивана Великого.

Авианосец «Ламантин».

Как бы то ни было, Россия сейчас располагает четырьмя концептами авианосцев. В 2015 г. Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) впервые продемонстрировал модель атомного авианосца проекта 23000Э «Шторм» водоизмещением 95?000-100?000 т, созданный с участием специалистов Невского ПКБ. Затем появился проект многоцелевого экспортоориентированного авианосца «Шторм-КМ» разработки КГНЦ с полукатамаранными обводами корпуса полным водоизмещением около 44?000 т и трамплинным взлетом самолетов. Энергетическая установка корабля – газотурбинная, позволяющая развивать максимальный 27-узловый ход. Авиационное вооружение включает до 40 летательных аппаратов, в том числе 24 истребителя Су-33 и МиГ-29К, а также 12 вертолетов типа Ка-27. Модель «Шторма-КМ» демонстрировалась и на МВМС-2019.

Наконец, как сообщают СМИ, тот же Крыловский государственный научный центр подготовил концепт «среднего» авианосца водоизмещением 76?000 т с комбинированной силовой установкой – маршевой атомной, позаимствованной у АПЛ проекта 855 «Ясень», и форсажной газотурбинной на основе двигателя М90. На салоне модель этого корабля не показали, но сообщили что документация по нему передана в соответствующие военные ведомства.

Модель малого авианосца «Шторм-КМ».

То есть российскому Министерству обороны и Военно-морскому флоту есть из чего выбирать. Во время осмотра экспозиции салона главкому ВМФ РФ адмиралу Николаю Евменову журналисты, естественно, задавали вопросы о будущих российских авианосцах. «Атомный авианосец, конечно, будет, но не в ближайшей перспективе», – ответил адмирал. А потом уточнил: «Строить мы их будем, но, наверное, сейчас время не пришло. Время пришло восстановить техническую готовность того, что у нас есть, и дать задел на будущее». Действительно, ВМФ РФ и без авианосцев приходится решать множество более насущных и неотложных задач.

А вот вице-премьер РФ Юрий Борисов, курирующий в правительстве вопросы ОПК и еще недавно занимавший пост заместителя министра обороны по вооружению, высказал корреспонденту агентства «Интерфакс» несколько иное мнение. «Моя точка зрения – вопрос (об авианосцах – прим. редакции) очень спорный, – сказал он. – При наличии сегодня мощных высокоточных средств поразить такой объект (авианосец – прим. редакции) с технической, военной точки зрения несложно... Авианосцу нужны серьезные средства защиты. У него должна быть группировка, которая его постоянно сопровождает. Это все вещи затратные. Стоит ли игра свеч?» Действительно, Россия, например, располагает авиационными противокорабельными ракетами Х-32 со скоростью полета 4000-5400 км/час и дальностью стрельбы до 1000 км, гиперзвуковыми ракетами Х-47М2 «Кинжал», способными топить крупные надводные корабли на дистанции более 2000 км. На подходе комплекс 3К22 «Циркон» с гиперзвуковыми ракетами 3M22, которые будут гарантированно «убивать» любую надводную цель на расстоянии 350-500 км. Да и уклониться от ударов ПКР 3М55 комплекса П-800 «Оникс» даже при наличии солидного эскорта с серьезным противоракетным потенциалом вряд ли удастся какому-нибудь авианосцу. У китайцев есть баллистические противокорабельные ракеты DF-21D и DF-26, стреляющие по авианосцам, находящимися на расстоянии 1770 и 3000 км соответственно. В США поступили на вооружение авиационные противокорабельные малозаметные ракеты AGM-158C LRASM для поражения надводных кораблей на расстоянии до 1000 км. Противокорабельную функцию приобрела американская крылатая ракета BGM-109E Maritime Strike Tomahawk (MST) с дальностью полета до 1850 км, доводка которой практически завершена. Поэтому будущее авианосцев как «повелителей» морей и океанов, мягко говоря, не просматривается.

Главком ВМФ РФ адмирал Николай Евменов и вице-премьер Юрий Борисов во время осмотра экспозиции салона.

Гораздо больше шансов «остаться на плаву» у универсальных десантных кораблей (УДК), способных принимать реактивные самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки (СУВВП) для участия в региональных конфликтах. Правда, этими летательными аппаратами еще нужно обладать. У КГНЦ есть проект УДК «Прибой» водоизмещением 24?000 тонн. В Китае ведется сборка головного УДК типа 075 водоизмещением 30?000 тонн. В Турции близок к завершению УДК Anadolu водоизмещением 26?000 т, строящийся по типу испанского корабля Juan Carlos I. Дональд Трамп заблокировал поставки Анкаре истребителей семейства F-35, в том числе СУВВП F-35B, предназначенных для оснащения Anadolu, в связи с приобретением Турцией российских ЗРС С-400 «Триумф». Очевидно, этим трем странам имеет смысл объединить усилия в области создания СУВВП на базе заделов по самолету Як-141. Он станет одной из ступеней на новом «шелковом пути».

Но это пока прожекты. Сегодня же более актуальной является задача замены отслуживших свои сроки больших десантных кораблей на новые. В апреле этого года на Прибалтийском заводе «Янтарь» заложили два БДК проекта 11711 второй серии, предназначенных для Тихоокеанского флота. Они заметно отличаются от прототипа – БДК «Иван Грен». На салоне можно было ознакомиться с материалами по экспортной версии этих кораблей, получивших шифр «Кайман». Их полное водоизмещение составит около 8000 т, длина – 150 м, ширина по конструктивной ватерлинии – 19,5 м, осадка – 4,5 м, максимальная скорость хода – 18 узлов, автономность – около 120 суток. Экипаж будет состоять из 120 человек.

Модель УДК «Прибой».

БДК типа «Кайман», предназначенные для перевозки морем и высадки на необорудованное побережье войск и техники, а также обеспечения морских войсковых перевозок, смогут нести два транспортно-десантных или штурмовых вертолета, от шести до десяти штурмовых катеров, размещенных на шлюпбалках. Кроме того, они получат шесть десантных катеров грузоподьемностью порядка 45 тонн.

Вооружение «Каймана» включает два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского или артиллерийского комплекса и 76-мм универсальную артиллерийскую установку. БДК будет оснащен автоматизированной системой боевого управления оперативно-тактического уровня, навигационным комплексом, интегрированной подсистемой радиоэлектронной борьбы, трехкоординатной радиолокационной станцией общего обнаружения. Помимо выполнения десантных и транспортных задач большие десантные корабли этого типа будут способны ставить оборонительные минные и сетевые заграждения, а также гидроакустические буи для позиционных систем подводного наблюдения в океанской, морской и прибрежных зонах. То есть корабль получился достаточно универсальным.

БДК «Кайман».

Стремление к универсальности просматривается и в неатомной подводной лодке проекта П-750Б. В прошлом номере журнала «Национальная оборона» (№7/2019) в статье, посвященной современному военному противостоянию на Балтике, в частности, говорилось, что Балтийскому флоту требуются относительно небольшие, оснащенные вспомогательными воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ) субмарины, способные нести мощное ракетное и торпедное вооружение. Наиболее подходящий прототип такой подлодки – ПЛ проекта П-750 разработки СПМБМ «Малахит». И вот эта проектная организация представила на МВМС-2019 модель новой модификации НАПЛ данного семейства.

Модель НАПЛ проекта П-750Б.

Многоцелевая подводная лодка П-750Б оснащена единой энергетической установкой подводного и надводного хода с газотурбинным двигателем замкнутого цикла (ГТД ЗЦ), работающим на гребной электродвигатель мощностью 2500?кВт. То есть он одинаково действует, когда лодка находится в подводном и надводном положении. Топливо – дизельное. При надводном ходе в качестве окислителя используется атмосферный воздух. Когда субмарина погружается, используется жидкий кислород, который хранится в сосудах Дьюара – больших металлических термосах. Преимущество такого двигателя, созданного СПМБМ «Малахит» совместно со специалистами филиала КГНЦ – Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ), не только в том, что он работает под водой. ГТД замкнутого цикла длительное время позволяет поддерживать высокую подводную скорость – не менее 10?узлов, тогда как ВНЭУ на топливных элементах и с двигателями Стирлинга – не более 5 узлов. Выделяемая турбиной газовая смесь очищается и замораживается, то есть ничего не выбрасывается за борт. Это не только забота об экологии, но и элемент обеспечения скрытности НАПЛ. П-750Б сможет непрерывно находиться под водой до 12 суток, пробегая при этом 1200 миль. Движитель – водометный, типа pump-jet, снижающий акустическое поле субмарины. Максимальная скорость подводного хода – 18?узлов, экономическая – 4 узла. Автономность – до 30 суток при дальности плавания 4300 миль. Для продолжения испытаний своего ГТД ЗЦ специалисты «Малахита» сейчас создают вторую очередь стенда ГЭУ.

Нормальное водоизмещение малахитовской подводной лодки, выполненной из стали, – около 1450?т, длина – 66 м, ширина – порядка 7 м, предельная глубина погружения – 300 м. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, экипаж будет состоять из 18-20 человек. Кроме того, П-750Б сможет принимать до 16 боевых пловцов, которых к месту диверсии или высадке на берег доставит мини-подлодка модернизированного проекта 908 «Тритон-2». Вооружение субмарины – 12 торпед, мин и крылатых ракет, предназначенных для поражения морских и береговых целей. Другими словами, она сможет выполнять не только тактические, но и стратегические задачи.

Компоновка НАПЛ П-750Б.

Еще раз повторим: такие лодки очень нужны Российскому флоту на Балтике, в Черном, Японском и Каспийском морях.

Тем временем на питерских «Адмиралтейских верфях» продолжается сборка для Тихоокеанского флота дизель-электрических подводных лодок проекта 06363 «Палтус» разработки ЦКБ МТ «Рубин». Головная субмарина подсерии «Петропавловск-Камчатский» достраивается на плаву. На ней размещен оптронный, то есть не проникающий в корпус, перископ «Парус98УП» улучшенной версии. С ним на МВМС-2019 можно было познакомиться на стенде Концерна «ЦНИИ Электроприбор». С помощью этого перископа ведется круглосуточное наблюдение в сложных метеоусловиях, принимаются сигналы спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, обнаруживаются излучения радиотехнических средств кораблей, измеряется дистанция до наблюдаемых объектов. В обновленной версии перископа установлен телевизионный канал высокой четкости, а в тепловизионном канале имеется матрица с глубоким охлаждением и увеличенным разрешением. Разработчики также повысили помехозащищенность, применив оптоволоконный кабель. Полностью переработан лазерный дальномер и вычислительная система «Паруса-98УП». Кроме этого прибора на новых и модернизируемых субмаринах устанавливается командирский перископ «Парус98КП» с визуальным оптическим каналом с переменным увеличением и телевизионным каналом, системой документирования.

Улучшенный перископ «Парус-98».

Продолжая подводную тему, мы не можем не рассказать о быстроразвертываемой зональной гидроакустической станции (БР ЗГАС) «Манжетка» владивостокского «Дальприбора». Она позволяет обнаружить боевых пловцов и необитаемые подводные аппараты (НПА) противника на дальности до 700 м. Сам прибор весьма компактен. Он весит всего 10 кг, в то время как его британский аналог – портативная ГАС Cerberus – 25?кг. Такая станция несомненно найдет применение в противодиверсионных частях ВМФ и Росгвардии.

Еще один прибор привлек наше внимание – буксируемый гидролокационный комплекс (БГК) «Дон» разработки входящего в Концерн ВКО «Алмаз – Антей» Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова. Он создан для картографирования дна, выявления навигационных опасностей, поисковых операций и способен работать на глубине до 300 м, то есть за слоем так называемого температурного скачка, где акустические волны преломляются и ГАС, работающие на малых глубинах, получают искаженную картину наблюдаемых объектов. БГК «Дон» разработан НИИП имени В.В.?Тихомирова в инициативном порядке, в рамках программы импортозамещения, поскольку подобные гидролокаторы не поставляются в Россию из-за санкций.

Другой гигант российского ОПК – Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» имел на питерском салоне одну из самых обширных экспозиций. Оно и понятно. КТРВ – главный поставщик военно-морских вооружений разного назначения: противокорабельных ракет, торпед, мин. Есть в его номенклатуре и противоминные средства. На МВМС-2019 впервые демонстрировался созданный ГНПП «Регион» самоходный подводный аппарат (СПА) из состава интегрированной системы обнаружения и уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ-Э». Он эксплуатируется на новейших морских тральщиках проекта 12700 «Александрит». СПА, представляющий собой телеуправляемый НПА, способен обнаруживать и уничтожать подводные объекты на глубинах от 10 до 300 м. Он применяется при волнении моря до трех баллов. Скорость НПА в зависимости от режима работы составляет 3-6 м/с. Аппарат управляется на дистанции до 500 м от корабля-носителя.

Как сообщил на салоне генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов, специалисты головной организации КТРВ сейчас занимаются адаптацией новых противокорабельных ракет Х-35У к морским и береговым носителям. Пока имеется только авиационная версия ракеты, способная поражать морские цели на дальности до 260 км, в то время когда стандартная Х-35, которой оснащаются корабли и БРК «Бал», достает противника на дистанции 130 км. При «оморячивании» и «приземлении» Х-35У переделок пусковых установок не потребуется. И береговые «балы», и корабельные «ураны» станут еще более грозным оружием. Х-35У летит к цели со скоростью 0,8-0,85М на высоте 10-15?м, а при приближении к объекту атаки снижается до 4 м, что затрудняет ее уничтожение средствами ПВО, а при залповой стрельбе делает невозможной защиту. ПКР оснащена инерциальной системой/ГЛОНАСС/GPS наведения с активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения на конечном участке полета.

Модернизированные перископы «Парус-98» получат ДЭПЛ проекта 06363 тихоокеанской подсерии. На снимке ПЛ «Петропавловск-Камчатский» на достройке.

Не успели в КТРВ завершить требуемую адаптацию, как на МВМС-2019 был представлен береговой ракетный комплекс «Рубеж-МЭ» (почему ему был присвоен такой шифр, напоминающий о до недавних пор стоявшем на вооружении ВМФ БРК «Рубеж» с ПКР П-15М, не ясно) с ракетами Х-35У. Этот БРК, созданный НПП «Калужский приборостроительный завод «Тайфун», входящий в состав Концерна «Моринформсистема-Агат», наряду с «Ламантином», НАПЛ проекта 750Б, безусловно стал «гвоздем» Международного военно-морского салона этого года.

Подводный аппарат буксируемого гидролокационного комплекса «Дон».

Самоходный подводный аппарат системы обнаружения и уничтожения мин«Александрит-ИСПУМ-Э».

«Рубеж-МЭ» – несколько упрощенная и облегченная версия БРК «Бал», ориентированная главным образом на экспорт, хотя создатели комплекса считают, что он может заинтересовать и отечественный ВМФ. Для этого есть все основания. В отличие от БРК «Бал» пусковые установки размещаются не на шасси автомобилей МЗКТ7930, которые несут по восемь ракет, а на базе грузовиков повышенной проходимости КамАЗ-6560. Это значительно удешевило комплекс, хотя и пришлось уменьшить боезапас на каждой машине до четырех ракет. Но самоходная пусковая установка обзавелась собственной радиолокационной станцией загоризонтного обнаружения надводных целей, аппаратурой управления стрельбой и боевого управления. Теперь экипаж одной машины из двух человек может вести самостоятельно боевые действия против флота противника.

Портативная быстроразвертываемая зональная гидроакустическая станция «Манжетка».

Однако в идеале комплекс действует в составе нескольких самоходных пусковых установок, самоходного командного пункта управления и связи (СКПУС) с РЛС «Монолит-Б», обеспечивающего одновременное обнаружение до 200 целей, целеуказание и оптимальное целераспределение между пусковыми установками в зависимости от их готовности к стрельбе и местоположения на позиции. Наличие высокоточных активного и пассивного каналов, способных засекать противника на дальностях до 250 и 750 км соответственно, дает возможность выстраивать наиболее оптимальную тактику ведения боя. СКПУС получает также информацию по закрытым линиям связи от внешних средств разведки и вышестоящих командных пунктов, а также от экипажей пусковых установок. В полный состав комплекса входят и транспортно-перегрузочные машины с ракетами Х-35У, что дает возможность сделать повторный залп. БРК развертывается на высотах до 1000 м над уровнем моря и действует при температурах от -40 до +50?оС. С при влажности до 98% в любых метеоусловиях, включая дождь, снег и туман. Комплекс работает не только по морским, но и береговым целям.

Размещение пусковых установок, СКПУС и транспортно-перегрузочных машин на базе автомобилей КамАЗ-6560 и им подобных зарубежного производства дает широкие возможности для маскировки «Рубежа-МЭ». Даже вблизи эти боевые машины выглядят как обычные грузовики.

Не случайно БРК «РубежМЭ» привлек пристальное внимание зарубежных гостей салона, в частности, представителей Вооруженных Сил Ирана. Их интерес объясним. При дальнейшем ухудшении отношений Тегерана с США и другими странами Запада с помощью трех-четырех батарей БРК «РубежМЭ» можно не только прочно запереть узкий Ормузский пролив, но и остановить движение практически на всей акватории Персидского залива.

Из новинок МВМС-2019 нельзя было пройти мимо корабельной мебели ЦКБ «Нептун», более известного как создателя катеров на воздушной подушке. На салоне это проектно-производственное предприятие представило линейку корабельных кресел разного назначения. Дело в том, что до сегодняшнего дня для оснащения российских надводных кораблей и подводных лодок поступают зарубежные образцы. Эта мебель отличается от домашней и даже офисной, предназначенной для работы на компьютерах. По сути дела, это элементы навигационной и боевой техники. Так, кресло командира оснащается консолями отображения информации и связи. Кресло оператора-навигатора попроще, поскольку перед ним и без того находятся экраны электронных приборов, но и оно представляет достаточно сложную конструкцию. Первый комплект мебели ЦКБ «Нептун» готовится к поставке на одну из строящихся подводных лодок.

Стенд Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» был одним из крупнейших на салоне.

Самоходный командный пункт управления и связи с РЛС «Монолит-Б».

Командирское кресло разработки ЦКБ «Нептун».

В заключение коротко расскажем о «живых» кораблях, принявших участие в салоне. Флагманом МВМС-2019, бесспорно, был новейший фрегат «Адмирал флота Касатонов» – первый серийный проекта 22350 разработки Северного ПКБ и постройки «Северной верфи». Скоро корабль перейдет на Северный флот, где состоятся его государственные испытания. Впервые в салоне принимал участие малый ракетный корабль «Мытищи» – головной проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки завода «Пелла». Рядом с ним оказался МРК «Серпухов» проекта 21631 «Буян-М», успевший принять участие в боевых действиях против боевиков в Сирии. Сирийский опыт имеют также скоростные транспортно-десантные катера БК-16 и скоростные штурмовые лодки БК-10 Рыбинской верфи Концерна «Калашников». Кстати, это объединение через «Рособоронэкспорт» заключило первые контракты с зарубежными заказчиками на эти катера и лодки. Поставки уже начались.

Всего же в МВМС-2019 приняли участие 353 компании и организации, в том числе 28 зарубежных из 19 стран. «Проведение этого форума будет способствовать развитию и укреплению международного военно-технического сотрудничества», – заявил вице-премьер Юрий Борисов.

Пожелаем салону дальнейшего счастливого плавания.

Скоростной транспортно-десантный катер Д-2110 типа БК-16 пересекает акваторию Гавани, где проводится салон.